1. Проблемные во Что нужно было сделать для освобождения Руси от ордынского владычества?
- Какую роль сыграл Иван III в создании единого Русского государства?
- Как и почему изменился характер княжеской власти в Московском государстве?
- Почему не все новгородцы поддержали политику Борецких?
- Почему в битве не принял участие архиепископский полк? (Польско-Литовское государство - католическое; сближение с ним - измена православию)
- Какими методами укреплял Иван III свое господство в Новгороде?
- В чем смысл спора о титуловании великого князя "господин" или "государь"? Какие требования предъявил Иван III Новгороду в 1478 г.?
- Какую цель преследовала конфискация земельных владений новгородских бояр и их переселение под Москву?
- Какое значение имело присоединение новгородских земель для развития Русского государства?
- В чем состоит историческое значение "стояния на Угре"? (Ахмат не решился перейти реку и вступить в сражение. Его отступление означало обретение независимости Русским государством)
- Как отразилась победа Москвы над Ордой на внутренней ситуации в стране? (Укрепление авторитета великого князя)
- Подумайте, как свержение ордынского ига должно было повлиять на международное положение государства?
- Какие территории вошли в состав Московского государства при сыне Ивана III - Василии III? (проверка таблицы)
- С какой целью Иван III принял новый титул - Государь всея Руси? Какая внешнеполитическая программа провозглашалась принятием нового титула?
- Какое значение имел брак Ивана III с византийской царевной? (Великий князь - как наследник византийских императоров, верховный глава православного мира).
- Как изменился характер великокняжеской власти в Московском государстве? (приобретает деспотический характер; становится самодержавной - "государство все нам держать")
- Какие символы великокняжеской власти вы знаете? (шапка Мономаха, скипетр, держава)
- Каково происхождение герба Российского государства?
"Управление Российским государством" (- Каковы ее сильные и слабые стороны?).
Кормление - порядок содержания должностных лиц за счет местного населения.
- Что нужно было сделать для освобождения Руси от ордынского владычества?
- Что вы считаете главным достижением правления Ивана III?
- Какая информация на уроке вызвала наибольший интерес?
- Какие во вызвали затруднение?
Творческие задания (по выбору):
1) "Иван III - "Создатель российского государства". Изучите мнения историков, публицистов, писателей об Иване III, его правлении. Проанализируйте качества Ивана III как политика и государственного деятеля. С кем из известных государственных деятелей России и Европы можно его сравнить?
2) "Державный орел". Соберите информацию о различных версиях происхождения герба Российского государства, его символов.
Результаты исследований представьте в виде сообщения или презентации.
До 1955 году существовало только одно направление подготовки студентов, с тех пор было создано два отделения: экономики и делового управления. В 1984 году школу разделили на три отделения: отделение экономики, отделение делового управления и отделение статистики и информатики. В середине 19 века на деньги Григория Маразли, греческого патриота, мецената, который на протяжении 15 лет занимал пост городского головы Одессы, в Афинах построили учительский институт, коммерческую академию и аквариум. Первые позже вошли в состав современного Афинского университета экономики и бизнеса
ВОТ ЭТО?
Начало 17 века в России называют " Смутным". На престол мог претендовать всякий , а наследственная монархия превратилась в выборную. Не было единого центра, в каждом городе - свой. Бояре метались от одного царя к другому. Самозванство процветало. Причина смуты : пресечение московской династии,разруха , голод в Центре Руси.Кроме того, власти проводили политику закрепощения крестьян, а народ бунтовал. Бояре и дворяне не приходили к согласию.Сие ослабляло центральную власть.Огромную роль сыграло казачество, куда бежали крестьяне.
Пользуясь ситуацией, Лжедмитрий в 1605 году вступил в Москву. Горожане потребовали от него доказательств того, что тот является царем.Мария Нагая подыграла самозванцу, и толпа поверила, что перед ними представитель власти. Он возвратил из ссылки бояр, отправленных туда при Годунове, дал власть Филарету Романову, а о народе забыл.Лжедмитрий устроил свадьбу с полькой Марией Мнишек,не считаясь с русскими обычаями.Сие вызвало неприязнь к нему москвичей.Он не дал власти боярам и Боярской Думе. Возник заговор. Им руководил Василий Шуйский. Лжедмитрий был убит, а его прахом выстрелили из пушки. В 1606 стал править Василий Шуйский, который пообещал судить по справедливости. Но не все поверили, что казнили лжецаря. В 1607 народ восстал. Их " царем " стал Болотников.Он двинулся к Москве. Остановился в Коломне. Туда и стекался весь недовольный люд. Но силы были неравными. Восстание Болотникова окончилось его поражением. Шуйский выплатил своему войску кормовые деньги бедным боярам. Увеличил срок возвращения беглых до 15 лет. В этом же году появился новый " лидер" Лжедмитрий П.Он шел на Болотникову из Тулы.Его встречали хлебом-солью. Остановился под Тушино, привлекая в войска недовольных бояр. Но войско грабило местное население. Сие не привело к развитию событий. Люди стали прятаться в монастырях. На простой народ Шуйский не захотел опереться и позвал шведских наемников.До 1609 года они успешно освобождали города от повстанцев, а потом потребовали денег.Население обложили налогами, что вызвало возмущение.Ситуацией воспользовался польский король Сигизмунд Третий. Он вошел в Москву. Шведы ушли завоевывать Новгород.И в 1611 году там появился новый "Лжедмитрий "по имени СИДОРКА.
Итак, ослабление власти привело к смуте.Боярство вновь пожелало пробиться к власти.Процветало самозванство. Положение осложнялось вмешательством иностранных войск.