1.Какие земли отошли к Речи Посполитой в результате Ям-Запольского перемирия в 1582 году?
а) тверские; б) велижские ; в) смоленские; г) вяземские.
2.Люблинская уния была принята в :
б) 1579 б) 1577 в) 1569
3.Какие особенности при строительстве крепостной стены ввёл её архитектор? Отметьте все особенности:
а) бойницы были обустроены большими сводчатыми камерами;
б) высокие зубчатые башни были восьмиугольными;
в) в северной части стены(по берегу Днепра)спроектировали специальные трубы;
г) бойницы среднего боя были расположены в промежутках бойниц подошвенного боя.
4.Строительство Смоленской крепостной стены было закончено:
а) В 1596 году б) 1602 году в) 1605 году
5.Сколько башен Смоленской крепостной стены сохранилось до наших дней?
6.Укажите даты осады Смоленска польскими войсками:
а)1596-1602 б)1602-1608 в)1609-1611
7.Верны ли суждения:
1.Из присоединённых к Речи Посполитой смоленских и северских земель было создано Смоленское воеводство.
2. С присоединением Смоленщины к Речи Посполитой не произошло изменений в религии и культуре края.
а ) Верно 1 б) Верно 2 в) Верно и 1, и 2 г) Нет верного ответа
8.Деулинское перемирие, согласно которому смоленские, дорогобужские и рославльские земли закреплялись за Речью Посполитой, было заключено:
а)1612 году б) 1618 году в) 1654 году
9.Соотнеси дату и событие (ответ в виде последовательности ЦИФР):
А) 1514г 1) Постройка Смоленской крепостной стены
Б) 1569 2) Люблинская уния
В) 1596-1605 гг 3) Присоединение Смоленских земель к Московскому государству войсками Василия 3
10. Магдебургское право – это:
а) право города торговать с другими городами
б) право городов на самоуправление
в) право исповедовать христианскую религию
11. Верны ли суждения:
1) К 1720-м годам Смоленщина утрачивает свое военно-стратегическое значение.
2) К 1720-м годам торгово-промышленное значение Смоленщины возрастает
а) Верно 1 б) Верно 2 в) Верно и 1 и 2 г) Нет верного ответа
12) Кто из перечисленных не является нашим земляком:
а) Нахимов П.С. б) Каховский А.М.
в) Суворов А.В г) Потемкин Г.А.
13)В каком году произошло сражение у села Мигновичи с войсками Карла 12?
а)1710 б)1721 в)1708
14)Когда была открыта цифирная школа для детей дворян и купцов?
а) 1719 б) 1705 в) 1716
15)В каком году образовалась Смоленская губерния?
а) 1711 б) 1707 в) 1708
16).Дайте определение терминам:
Ратуша
Коллегии
Войт
Часть 2
1) Перечислите этапы борьбы за Смоленск между двумя государствами: Речью Посполитой и Московским государством. Кажите даты событий, участников, итоги.
(1743 - 1793)
Биография
Марат родился 24 мая 1743 года в Швейцарии, где поселились его родители, когда они покинули лоно Католической Церкви и перешли в кальвинизм. Решив стать врачом, Марат учился в Тулузе, Бордо, Париже, затем в Голландии и Англии. В 1773 году в Лондоне он издал "Философский опыт о Человеке", а в 1774 году опубликовал политический трактат "Цепи рабства" в котором утверждал, что монархи ведут народы к рабству, развращая их и искореняя самую мысль о свободе.
Поняв, что добиться признания как теоретик ему не суждено, он переключает свое внимание на больных, уделяет много времени прикладным физическим экспериментам. В 1776 году он возвращается во Францию и получает место врача гвардейцев. Однако его медицинская практика была весьма скудной, а опыты не получили признания королевской Академии наук. Тогда Марат вновь обращается к социальным проблемам: он участвует в конкурсе Бернского экономического общества на лучший проект реформы уголовного права и публикует в 1782 году в Невшателе свой "План уголовного законодательства".
В сентябре 1789 года Марат начинает выпускать знаменитую газету "Друг народа", прославившуюся скандальными разоблачениями всех и вся. Призывы к насилию, апокалиптические предсказания снискали ему популярность в низах общества, а также ненависть многочисленных врагов. Марат неоднократно вынужден был прерывать издание газеты, прятаться по подвалам, а после расстрела 17 июля 1791 на Марсовом поле массовой манифестации, требовавшей отречения Людовика ХVI, искать прибежища в Англии.
Однако, вернувшись во Францию, он возобновляет издание "Друга народа" в апреле 1792 года. Вскоре Марата избирают депутатом Конвента. Он примыкает к монтаньярам, выделяясь даже среди них своим радикализмом, неистовым темпераментом и самим внешним видом - горящими глазами, повязанным на голове платком, широко распахнутым воротом рубашки. Он голосует за смертную казнь короля, предупреждает о предательстве генерала Дюмурье, ведет бешеную кампанию против жирондистов, которым удается добиться декрета о его аресте. Оправданный Революционным трибуналом 24 апреля 1793, Марат триумфально возвращается в Конвент, сопровождаемый многочисленной толпой приверженцев, и продолжает громить оппонентов, готовя падение жиронды.
Марат страдал неизлечимой кожной болезнью, которой заразился еще в юные годы, когда выхаживал английских нищих и бродяг; по другим сведениям, это заболевание было нервным и носило психосоматический характер. Чтобы унять нестерпимый зуд, он часто и подолгу принимал ванны; в этом положении он писал и даже беседовал с посетителями.
Именно в ванной года он и нашел свою смерть 13 июля 1793: его заколола Шарлотта Корде, которую "друг народа" решился принять, поверив, что она явилась к нему с новыми сенсационными разоблачениями врагов революции. Обстоятельства его гибели вдохновили Жака Луи Давида на знаменитую картину "Смерть Марата".
Середньовічна школа
Невелика кімната з низькою
склепінчастою стелею. Крізь вузькі
вікна ледь пробиваються тонкі
промені сонячного світла. За довгим
столом сидять хлопчики різного
віку. Справний одяг видає дітей
забезпечених батьків — бідняків тут
точно немає. На чолі стола —
священик. Перед ним велика
рукописна книга, неподалік лежить
купка різок. Священик бубонить
молитви на латині. Діти механічно
повторюють услід за ним
незрозумілі слова. Триває заняття в
середньовічній церковній школі.
Найнижчі церковні школи готували в
основному парафіяльних священників.
Платне навчання рповодилось латиною.
Школу відвідували діти феодалів, багатих
міщан, заможних селян. Навчання
розпочиналося із зазубрювання молитов і
псалмів. Потім учнів знайомили з
латинським алфавітом і вчили читати ті
самі молитви по книжці. Часто ця книжка
була єдиною в школі
Близько трьох років ішло на навчання
писемності, учні вправлялися спочатку на
покритій воском дощечці, а потому
навчалися писати гусячим пером на
пергаменті. Крім читання та письма
навчалися зображати числа за до пальців, заучували табличку множення,
тренувалися у церковному співі і
знайомилися з основами католицького
віровчення