«Форма и язык представления информации». Цели: - раскрыть роль языков в передачи и получении информации. 1. Теория. Информацию можно представить в различной форме: Знаковой письменной, состоящей из различных знаков, среди которых принято выделять: - символьную в виде текста, чисел, специальных символов, - графическую, - табличную. В виде жестов или сигналов, Устной словесной. Форма представления информации очень важна при её передаче: если человек плохо слышит, то передавать ему информацию в звуковой форме нельзя, если у собаки слабо развито обоняние, то она не может работать в розыскной службе. В разное время люди передавали информацию в различной форме: речи, дыма, барабанного боя, звона колоколов, письма, телеграфа, радио, телефона. Но независимо от формы передачи она всегда передаётся с языка. На уроках математики вы используете специальный язык, в основе которого – цифры, знаки арифметических действий и отношений. Это язык математики. Язык – это знаковая система передачи информации. В основе любого языка лежит – алфавит. Алфавит – набор однозначно определенных знаков (символов), из которых формируется сообщение. Языки делятся на естественные (разговорные) и формальные (научные). Преобразование информации из одной формы представления (знаковой системы) в другую называется кодированием. Кодирование – процесс представления информации в виде кода. Код – набор символов (условных обозначений) для представления информации. Вы встречаетесь с кодированием информации при переходе дороги по сигналам светофора. Код определяют цвета светофора – красный, зеленый, желтый. 2. Практические Задания: Мальчик закодировал свое имя по порядку буквы в алфавите. Разгадайте имя: 46151. Угадай правило, по которому произошла шифровка слов и разгадай слова: лбко, амшр. Контрольные вопросы: 1. Какие формы представления информации вы знаете. 2. Представьте информацию о погоде в различной форме. 3. С чего передается информация. 4. Что такое алфавит. Что такое код, кодирование. 5. Что такое язык. На какие виды делится. 6. Где применяются естественные языки. Формальные.
На схеме цифрами указана очередность выводов. 1. Саша делал модель самолета "Су". 2. Саша делал модель из белой пластмассы. 3-5. Получилось три модели "Ту" и одна "Су", следовательно остальные делали модели "Ту". 6. Саша и Андрей делали модели из пластмассы разного цвета, следовательно Андрей делал модель и серой пластмассы. 7. Саша и Толя делали модели из пластмассы разного цвета, следовательно Толя делал модель и серой пластмассы. 8. Двое делали модели из белой пластмассы, а двое из серой. Следовательно, Витя делал модель из белой пластмассы.
1. Саша делал модель самолета "Су".
2. Саша делал модель из белой пластмассы.
3-5. Получилось три модели "Ту" и одна "Су", следовательно остальные делали модели "Ту".
6. Саша и Андрей делали модели из пластмассы разного цвета, следовательно Андрей делал модель и серой пластмассы.
7. Саша и Толя делали модели из пластмассы разного цвета, следовательно Толя делал модель и серой пластмассы.
8. Двое делали модели из белой пластмассы, а двое из серой. Следовательно, Витя делал модель из белой пластмассы.