Составьте программу построения графика зависимости y=sin4x/sinx на отрезке [-20,20]. Установите начало системы координат в точке (400,300). Участки графика с положительными значениями функции нарисуйте красным цветом, а участки с отрицательными значениями функции - синим цветом.
1. под системой программирования понимают систему, предназначенную для разработки новых программ на конкретном языке программирования. включает в себя: компилятор, интегрированную среду разработки, средства создания и редактирования текстов, библиотеки стандартных программ и функций, отладочные программы, различные утилиты, справочные службы и службы и другое. существует множество языков программирования, например, бейсик, паскаль, java, лисп, ассемблер и др.
например, назначение java - разрабатывался как язык для программирования электронных устройств, но позже стал использоваться для написания приложений серверного по. он обеспечивает безопасность, стабильность и окружение для некоторой части софта на компьютере.
2. в настоящее время в программном обеспечении персональных компьютеров принято выделять следующие группы программ: системное, инструментальное и прикладное программное обеспечение.
прикладное программное обеспечение обеспечивает решение в различных областях применения компьютерных систем обработки данных (текстовые, графические редакторы, электронные таблицы, базы данных и т. популярным видом прикладного программного обеспечения являются компьютерные игры.
3) базовое программное обеспечение (bios) – записанная в постоянное запоминающее устройство программа, которая отвечает за всеми компонентами, установленными на материнской плате.
аббревиатура bios расшифровывается как basic input/output system – базовая система ввода/вывода. раньше основным назначением bios была поддержка функций ввода-вывода, однако в последнее время ее функции значительно расширились.
выделяют четыре основные функции bios:
1) поддержка функций ввода-вывода (за счет предоставления операционной системе интерфейса для взаимодействия с аппаратурой);
2) процедура тестирования установленного на материнской плате оборудования;
3) загрузка операционной системы;
4) потребляемой мощностью, а также включением и выключением источника питания.
// PascalABC.NET 3.1, сборка 1204 от 24.03.2016
uses graphABC;
const
w=1000;
h=600;
function f(x:real):=0.5*x*cos(2*x);
begin
SetWindowSize(w,h);
// поле для графика в окне
var xLeft:=50;
var yLeft:=50;
var xRight:=w-xLeft;
var yRight:=h-yLeft;
// интервалы по осям
var ax:=-12.0;
var bx:=12.0;
var hx:=1.0;
var ay:=-6.5; // минимум f(x) с запасом
var by:=6.5;
var hy:=0.5;
// масштабы по осям
var mx:=(xRight-xLeft)/(bx-ax);
var my:=(yRight-yLeft)/(by-ay);
// точка начала координат графика
var x0:=xLeft+Trunc(abs(ax)*mx);
var y0:=yRight-Trunc(abs(ay)*my);
// рисование координатных осей
Line(xLeft,y0,xRight+10,y0);
Line(x0,yLeft-10,x0,yRight);
SetFontSize(12); SetFontColor(clBlue);
TextOut(xRight+15,y0-10,'X');
TextOut(x0-4,yLeft-30,'Y');
SetFontSize(8); SetFontColor(clGreen);
// рисование засечек
var s:string;
for var i:=1 to Round((bx-ax)/hx)+1 do begin
var num:=ax+(i-1)*hx;
var x:=xLeft+Trunc(mx*(num-ax));
Line(x,y0-3,x,y0+3);
Str(num,s);
if abs(num)>1E-15 then TextOut(x-TextWidth(s) div 2,y0+10,s)
end;
for var i:=1 to Round((by-ay)/hy)+1 do begin
var num:=ay+(i-1)*hy;
var y:=yRight-Trunc(my*(num-ay));
Line(x0-3,y,x0+3,y);
Str(num,s);
if abs(num)>1E-15 then TextOut(x0+7,y-TextHeight(s) div 2,s)
end;
TextOut(x0-10,y0+10,'0');
// собственно график
var xi:=ax;
while xi<=bx do begin
var yi:=f(xi);
var x:=x0+Round(xi*mx);
var y:=y0-Round(yi*my);
if (y>=yLeft) and (y<=yRight) then SetPixel(x,y,clRed);
xi+=1e-3
end
end.
*******************************************
// PascalABC.NET 3.1, сборка 1204 от 24.03.2016
uses graphABC;
const
w=1000;
h=600;
function f(x:real):=8*sin(x)*sin(2*x);
begin
SetWindowSize(w,h);
// поле для графика в окне
var xLeft:=50;
var yLeft:=50;
var xRight:=w-xLeft;
var yRight:=h-yLeft;
// интервалы по осям
var ax:=-15.0;
var bx:=15.0;
var hx:=1.0;
var ay:=-6.5; // минимум f(x) с запасом
var by:=6.5;
var hy:=0.5;
// масштабы по осям
var mx:=(xRight-xLeft)/(bx-ax);
var my:=(yRight-yLeft)/(by-ay);
// точка начала координат графика
var x0:=xLeft+Trunc(abs(ax)*mx);
var y0:=yRight-Trunc(abs(ay)*my);
// рисование координатных осей
Line(xLeft,y0,xRight+10,y0);
Line(x0,yLeft-10,x0,yRight);
SetFontSize(12); SetFontColor(clBlue);
TextOut(xRight+15,y0-10,'X');
TextOut(x0-4,yLeft-30,'Y');
SetFontSize(8); SetFontColor(clGreen);
// рисование засечек
var s:string;
for var i:=1 to Round((bx-ax)/hx)+1 do begin
var num:=ax+(i-1)*hx;
var x:=xLeft+Trunc(mx*(num-ax));
Line(x,y0-3,x,y0+3);
Str(num,s);
if abs(num)>1E-15 then TextOut(x-TextWidth(s) div 2,y0+10,s)
end;
for var i:=1 to Round((by-ay)/hy)+1 do begin
var num:=ay+(i-1)*hy;
var y:=yRight-Trunc(my*(num-ay));
Line(x0-3,y,x0+3,y);
Str(num,s);
if abs(num)>1E-15 then TextOut(x0+7,y-TextHeight(s) div 2,s)
end;
TextOut(x0-10,y0+10,'0');
// собственно график
var xi:=ax;
while xi<=bx do begin
var yi:=f(xi);
var x:=x0+Round(xi*mx);
var y:=y0-Round(yi*my);
if (y>=yLeft) and (y<=yRight) then SetPixel(x,y,clRed);
xi+=1e-3
end
end.