в среде это g будет, естественно, меньше, так как на шарик действует выталкивающая сила.
найдём это g.
по 2 закону ньютона f = p-fa = pш*v*g0 - рс*v*g0=v*g0*(pш-рс)=m*g = pш*v*g
откуда g = g0*(1-pc/pш)
я использовал обозначения
g0 - стандартное ускорение свободного падения
рш - плотность шарика
рс - плотность среды
v - объём шарика.
то, что я написал, это просто закон архимеда, не более того. а закон ньютона - как скобки.
подставим в исходную формулу, получим
t = 2pi*sqrt(l/g0*(1-pc/pш))
подставим исходные данные
t = 2*pi*sqrt(0.1/g0*(1-1/1.2)) =2*pi*sqrt(6/(10*g0))=2*pi*sqrt(3/(5*g0)) = 2*3.14159*sqrt(3/(5*9.81)) = 1.556c = 1.56c
замечание1. в приближённых вычислениях часто принимают во внимание тот факт, что g = pi^2 c хорошей точностью. это значительно вычисления.
в нашем случае сразу получаем
t = 2*pi*sqrt(l/(g0*(1-1/1. = 2*sqrt(0.1*1.2/0.2) = 2*sqrt(0.6)=1.55 = 1.55c
то есть совпадение до сотых! а вычислять проще.
замечание2 это соотношение действительно только в системе си и его не сложно "доказать". нужно только вспомнить, что такое метр, когда его вводили при наполеоне.
вот вроде и всё.
хотя нет. попробуй исследовать полученную формулу. а что если плотность среды выше плотности шарика?
ну и последнее. при таких плотностях среды(сравнимых с плотностью шарика) пренебрегать сопротивлением среды - рискованно, это сопротивление, как правило, большое и существенно влияет на поведение маятника.
Var a:array of array of integer; c:array of array of integer; ma:array of array of integer; i,j,n:integer; begin; randomize; readln(n); setlength(a,n+1); //задаём размерность динамических массивов setlength(c,n+1); setlength(ma,n+1); for i:=1 to n do begin; setlength(a[i],n+1); setlength(c[i],n+1); setlength(ma[i],n+1); end;
writeln('Matrix A:'); //генерируем массив псеводслучайных чисел for i:=1 to n do begin; writeln; for j:=1 to n do begin; a[i,j]:=random(10); write(a[i,j]:4); end; end; writeln;
writeln('Matrix C:'); //аналогично for i:=1 to n do begin; writeln; for j:=1 to n do begin; c[i,j]:=random(10); write(c[i,j]:4); end; end;
for i:=1 to n do //сохраняем матрицу C для транспонации for j:=1 to n do ma[i,j]:=c[i,j]; writeln;
writeln('Transpose matrix C:'); //транспонируем C for i:=1 to n do begin; writeln; for j:=1 to n do begin; c[i,j]:=ma[j,i]; write(c[i,j]:4); end; end;
writeln; writeln('Final matrix:'); // получаем финальную матрицу for i:=1 to n do begin; writeln; for j:=1 to n do begin; ma[i,j]:=2*c[i,j]*a[i,j]; {по свойству дистрибутивности матриц С(A+A)=C*A+C*A=2*C*A} write(ma[i,j]:4); end; end; end.
t = 2pi*sqrt(l/g)
в среде это g будет, естественно, меньше, так как на шарик действует выталкивающая сила.
найдём это g.
по 2 закону ньютона f = p-fa = pш*v*g0 - рс*v*g0=v*g0*(pш-рс)=m*g = pш*v*g
откуда g = g0*(1-pc/pш)
я использовал обозначения
g0 - стандартное ускорение свободного падения
рш - плотность шарика
рс - плотность среды
v - объём шарика.
то, что я написал, это просто закон архимеда, не более того. а закон ньютона - как скобки.
подставим в исходную формулу, получим
t = 2pi*sqrt(l/g0*(1-pc/pш))
подставим исходные данные
t = 2*pi*sqrt(0.1/g0*(1-1/1.2)) =2*pi*sqrt(6/(10*g0))=2*pi*sqrt(3/(5*g0)) = 2*3.14159*sqrt(3/(5*9.81)) = 1.556c = 1.56c
замечание1. в приближённых вычислениях часто принимают во внимание тот факт, что g = pi^2 c хорошей точностью. это значительно вычисления.
в нашем случае сразу получаем
t = 2*pi*sqrt(l/(g0*(1-1/1. = 2*sqrt(0.1*1.2/0.2) = 2*sqrt(0.6)=1.55 = 1.55c
то есть совпадение до сотых! а вычислять проще.
замечание2 это соотношение действительно только в системе си и его не сложно "доказать". нужно только вспомнить, что такое метр, когда его вводили при наполеоне.
вот вроде и всё.
хотя нет. попробуй исследовать полученную формулу. а что если плотность среды выше плотности шарика?
(подсказка - маятник перевернётся "вверх ногами").
ну и последнее. при таких плотностях среды(сравнимых с плотностью шарика) пренебрегать сопротивлением среды - рискованно, это сопротивление, как правило, большое и существенно влияет на поведение маятника.
c:array of array of integer;
ma:array of array of integer;
i,j,n:integer;
begin;
randomize;
readln(n);
setlength(a,n+1); //задаём размерность динамических массивов
setlength(c,n+1);
setlength(ma,n+1);
for i:=1 to n do
begin;
setlength(a[i],n+1);
setlength(c[i],n+1);
setlength(ma[i],n+1);
end;
writeln('Matrix A:'); //генерируем массив псеводслучайных чисел
for i:=1 to n do begin;
writeln;
for j:=1 to n do
begin;
a[i,j]:=random(10);
write(a[i,j]:4);
end;
end;
writeln;
writeln('Matrix C:'); //аналогично
for i:=1 to n do
begin;
writeln;
for j:=1 to n do
begin;
c[i,j]:=random(10);
write(c[i,j]:4);
end;
end;
for i:=1 to n do //сохраняем матрицу C для транспонации
for j:=1 to n do
ma[i,j]:=c[i,j];
writeln;
writeln('Transpose matrix C:'); //транспонируем C
for i:=1 to n do
begin;
writeln;
for j:=1 to n do
begin;
c[i,j]:=ma[j,i];
write(c[i,j]:4);
end;
end;
writeln;
writeln('Final matrix:'); // получаем финальную матрицу
for i:=1 to n do
begin;
writeln;
for j:=1 to n do
begin;
ma[i,j]:=2*c[i,j]*a[i,j];
{по свойству дистрибутивности матриц С(A+A)=C*A+C*A=2*C*A}
write(ma[i,j]:4);
end;
end;
end.