Geografiya yoki joʻgʻrofiya (yunoncha Geo (γη) yoki Geya (γαια) — "Yer", hamda grafein (γραφειν) — "tasvirlamoq" yoki "yozmoq yoxud "xaritalamoq") — Yerning geografik qobigʻi, uning struktura va dinamikasi, alohida komponentlarini hududlar boʻyicha oʻzaro taʼsiri va taqsimlanishini oʻrganadigan fanlar majmui. Antik dunyo gʻarb olimlari Yer yuzasining manzarasini Geografiya soʻzi bilan ifodalaganlar. Geografiya terminini dastlab Eratosfen (mil. av. 276—194 yillarda yashagan) kiritgan. Oʻrta Osiyoda 9— 10-asrlardan boshlab Geografiya soʻzi maʼnosida „surati arz“, „etti iqlim“, „Kitob almasolik valmamolik“ („Mamlakatlar va masofalar kitobi“) iboralari qoʻllanilgan. 19-asrda va 20-asr boshlarida oʻzbek tilida Geografiya arabcha talaffuz bilan „jugʻrofiya“ shaklida yozilgan. Keyinroq Geografiya shakli rasmiy tus oldi. Hoz. davrda „Geografiya“ oʻrniga „Geografiya fanlari sistemasi“ iborasini qoʻllash ilmiy jihatdan toʻgʻriroqdir.
Каменная церковная архитектура того времени подвергается усиленному российскому влиянию. Не смотря на это украинская архитектура 18 века прославилась благодаря таким украинским мастерам, как Иван Григорович-Барский. Наиболее известными его работами считается: городской водопровод на Подоле, главным сооружением которого был павильон-фонтан Фелициал, надвратная церковь Кирилловского монастыря, Покровская церковь и церковь Николы Набережного, каменная церковь Св. Антония и Феодосия Печерских (Васильковое под Киевом), церковь Покрова Богородицы (Ахтырка), Трех Святителей в Лемешах (Киевщина).
В тоже время архитектура Украины 18 века на Правобережных и западноукраинских землях развивалась под протекторатом западноевропейских традиций. Собор Святого Юра во Львове стал выдающимся памятником того времени. Собор был построен Бернардом Меретиным – львовским зодчим немецкого происхождения. Знаменитой также считается строительство Успенской соборной церкви Почаевской лавры (Тернопольщина) и костела монастыря доминиканцев (Львов).
Традиционная архитектура 18 века дополняется сооружениями с элементами классицистического стиля. Это направление характеризуется пастельными тонами в сочетании со строгими и четко очерченными архитектурными формами. Зодчие все чаще отказываются от яркого, пышного убранства. Яркими примерами классицизма считается дворец Петра Румянцева (Качановка на Черниговщине) и дворец Кирилла Разумовского (Батурино).
Скульптура, так же как и архитектура Украины 18 века воплощается в декоративной резьбе для церковных сооружений и фигурной скульптуре для костелов Правобережья и западных украинских земель. Наибольшую популярность завоевал Иоганн Пинзель. Единственной дошедшей до наших времен и задокументированной работой зодчего является скульптурная композиция - фигуры святых Льва и Афанасия, которая размещена на фасаде собора Святого Юра во Львове.
Менее значительно архитектура 18 века проявлялась в градостроительстве. А те небольшие потуги, которые совершались, жестко контролировались с боку Российской империи.
Geografiya yoki joʻgʻrofiya (yunoncha Geo (γη) yoki Geya (γαια) — "Yer", hamda grafein (γραφειν) — "tasvirlamoq" yoki "yozmoq yoxud "xaritalamoq") — Yerning geografik qobigʻi, uning struktura va dinamikasi, alohida komponentlarini hududlar boʻyicha oʻzaro taʼsiri va taqsimlanishini oʻrganadigan fanlar majmui. Antik dunyo gʻarb olimlari Yer yuzasining manzarasini Geografiya soʻzi bilan ifodalaganlar. Geografiya terminini dastlab Eratosfen (mil. av. 276—194 yillarda yashagan) kiritgan. Oʻrta Osiyoda 9— 10-asrlardan boshlab Geografiya soʻzi maʼnosida „surati arz“, „etti iqlim“, „Kitob almasolik valmamolik“ („Mamlakatlar va masofalar kitobi“) iboralari qoʻllanilgan. 19-asrda va 20-asr boshlarida oʻzbek tilida Geografiya arabcha talaffuz bilan „jugʻrofiya“ shaklida yozilgan. Keyinroq Geografiya shakli rasmiy tus oldi. Hoz. davrda „Geografiya“ oʻrniga „Geografiya fanlari sistemasi“ iborasini qoʻllash ilmiy jihatdan toʻgʻriroqdir.
Каменная церковная архитектура того времени подвергается усиленному российскому влиянию. Не смотря на это украинская архитектура 18 века прославилась благодаря таким украинским мастерам, как Иван Григорович-Барский. Наиболее известными его работами считается: городской водопровод на Подоле, главным сооружением которого был павильон-фонтан Фелициал, надвратная церковь Кирилловского монастыря, Покровская церковь и церковь Николы Набережного, каменная церковь Св. Антония и Феодосия Печерских (Васильковое под Киевом), церковь Покрова Богородицы (Ахтырка), Трех Святителей в Лемешах (Киевщина).
В тоже время архитектура Украины 18 века на Правобережных и западноукраинских землях развивалась под протекторатом западноевропейских традиций. Собор Святого Юра во Львове стал выдающимся памятником того времени. Собор был построен Бернардом Меретиным – львовским зодчим немецкого происхождения. Знаменитой также считается строительство Успенской соборной церкви Почаевской лавры (Тернопольщина) и костела монастыря доминиканцев (Львов).
Традиционная архитектура 18 века дополняется сооружениями с элементами классицистического стиля. Это направление характеризуется пастельными тонами в сочетании со строгими и четко очерченными архитектурными формами. Зодчие все чаще отказываются от яркого, пышного убранства. Яркими примерами классицизма считается дворец Петра Румянцева (Качановка на Черниговщине) и дворец Кирилла Разумовского (Батурино).
Скульптура, так же как и архитектура Украины 18 века воплощается в декоративной резьбе для церковных сооружений и фигурной скульптуре для костелов Правобережья и западных украинских земель. Наибольшую популярность завоевал Иоганн Пинзель. Единственной дошедшей до наших времен и задокументированной работой зодчего является скульптурная композиция - фигуры святых Льва и Афанасия, которая размещена на фасаде собора Святого Юра во Львове.
Менее значительно архитектура 18 века проявлялась в градостроительстве. А те небольшие потуги, которые совершались, жестко контролировались с боку Российской империи.