Территория северного кавказа с древнейших времен обжита человеком – в эпоху палеолита (примерно 3 тыс. лет до н. первые относительно точные сведения о народах кавказа античные древнегреческие и римские письменные источники. греки появились на побережье черного и азовского морей в vii в. до н. э. и имели колонии до iii в. до н. э. это было вызвано целым рядом причин: поиском новых рынков сбыта, освоением новых плодородных земель, оттоком наиболее активной части населения: крестьян, рабов, преступников. с viii по iii в. до н. э. весь равнинный северный кавказ заселен скифскими кочевыми племенами, а горная его часть - различными оседлыми земледельческими и скотоводческими . скифы вели большую торговлю с грецией. в последних веках до н. э. скифы были вытеснены далеко на запад в причерноморские степи пришедшими из-за волги сарматами. в лесистых горах по - прежнему жили предки адыгейцев, чеченцев, ингушей и дагестанских народностей. в предгорных районах во ii – iii вв. н. э. сложился многоплеменной союз во главе с аланами – предками современных осетин. в западном предкавказье проживали меоты – предки адыгейцев и черкесов. в iv в. н. э. все эти народности подверглись опустошительному разгрому полчищами кочевых племен гуннов, пришедших из степей заволжья. в результате многие племена были уничтожены, часть ассимилирована. в v-vi вв. н. э. на северном кавказе появились различные тюркские племена, а в vii – viii вв. появились хазары. они господствовали в степях, предгорья по-прежнему контролировали аланы. местные племена находились в основном на стадии распада первобытнообщинного строя, а пришедшие завоеватели – зарождения раннефеодальных отношений. в ix в. н. э. на северный кавказ проникают славяне. к этому времени под их влиянием находилось все северное причерноморье – бывшая территория греческого боспорского царства. из крыма через керченский пролив славяне овладели таманским полуостровом и основали здесь важный опорный пункт – город тмутаракань (современная тамань) – краснодарский край. отсюда князья святослав, глеб, роман, игорь в союзе с местными совершали военные походы вдоль до каспийского моря. в xi в. на территорию северного кавказа вторглись кочевые племена половцев (кипчаков) из-за закаспийских и заволжских степей, а в xii-xiii вв. – татаро-монголы. остатки разгромленных народов нашли спасение в горах кавказа. там пришлые народы смешивались с местными племенами и постепенно образовались племенные группы карачаевцев, и ирано-язычных осетин. в xiii – xiv вв. западнокавказская этническая группа адыгов распалась на ряд родственных племен: адыгейцев, черкесов, кабардинцев. восточнее терека в горах сохранились нахские племена – предки чеченцев и ингушей. остались неподвластными монголам и жители высокогорий дагестана. связи с русью поддерживались эпизодически. в результате произошло взаимопроникновение культур, что выразилось в появлении новых орудий труда, оружия, обычаев.
Одним из основных преимуществ интеграции является приближение к свободной торговле, а значит, преимущество самой свободной торговли (см. гл. 20), включающее: преимущества в издержках за счет специализации на относительно или даже абсолютно самой дешевой продукции стран, экономию от масштаба (есопот1е$ о/ $са1е) и усиление конкуренции. Но регионально ограниченная интеграция рынков в форме таможенного союза или при (регионально ограниченном) экономическом и валютном союзе означает, что свободная торговля осуществляется только внутри региона. Одновременно в большинстве случаев усиливается замкнутость по отношению к остальному миру. Здесь возникают так называемые эффекты «открытости» и «закрытости». Об эффекте «открытости» (1га (1е сгеайпц еЦес1) говорят тогда, когда растущая свободная торговля в пространственных рамках интеграции приводит к тому, что производства с более высокими реальными издержками перемещаются в райо-ны с относительно низкими реальными издержками. Возможно, России было бы выгодно импортировать автомобиль «Таврия», к примеру, с Украины, поставляя партнеру по СНГ «Оку». Наш пример не случайно относится к продуктам одной отрасли. В общем верно, что эффекты открытости особенно велики при внутриотраслевой торговле, т. е. при торговле, в которой ассортимент партнеров по интеграции является похожим (оба производят автомобили одного и того же класса). При межотраслевой торговле, т. е. при торговле продуктами разных промышленных отраслей (обмен автомобилей на текстиль), эффект открытости уменьшается. Данный эффект объясняет отчасти большие успехи ЕЭС в рамках таможенного союза шести стран-основателей, ведь они имеют в основном аналогичный продуктовый ассортимент. Об эффекте «закрытости» (1гайе йыегИп§ е [[ес () говорят тогда, когда относительное отделение пространства интеграции от остального мира приводит к тому, что местонахождение производства с более низкими реальными издержками вне интеграционного пространства перемещается в место с относительно высокими реальными издержками. К примеру, ЕС вводит таможенные пошлины на импорт дешевой говядины, что ее производству (с высокими издержками) внутри Союза. Эффект закрытия означает неэффективное производство и, таким образом, потерю благосостояния как для пространства интеграции, так и для «остального мира». Итак, оценка последствий интеграции зависит от того, какой из этих двух эффектов больше. На вопрос, при каких условиях положительные эффекты имеют перевес над отрицательными, может быть получен теоретический ответ, но мы ограничимся указанием на то, что, например, в ЕС преобладал эффект открытости, что его поэтапному расширению и снижению внешних таможенных пошлин.
преимущества в издержках за счет специализации на относительно или даже абсолютно самой дешевой продукции стран,
экономию от масштаба (есопот1е$ о/ $са1е) и
усиление конкуренции.
Но регионально ограниченная интеграция рынков в форме таможенного союза или при (регионально ограниченном) экономическом и валютном союзе означает, что свободная торговля осуществляется только внутри региона. Одновременно в большинстве случаев усиливается замкнутость по отношению к остальному миру. Здесь возникают так называемые эффекты «открытости» и «закрытости».
Об эффекте «открытости» (1га (1е сгеайпц еЦес1) говорят тогда, когда растущая свободная торговля в пространственных рамках интеграции приводит к тому, что производства с более высокими реальными издержками перемещаются в райо-ны с относительно низкими реальными издержками. Возможно, России было бы выгодно импортировать автомобиль «Таврия», к примеру, с Украины, поставляя партнеру по СНГ «Оку». Наш пример не случайно относится к продуктам одной отрасли. В общем верно, что эффекты открытости особенно велики при внутриотраслевой торговле, т. е. при торговле, в которой ассортимент партнеров по интеграции является похожим (оба производят автомобили одного и того же класса). При межотраслевой торговле, т. е. при торговле продуктами разных промышленных отраслей (обмен автомобилей на текстиль), эффект открытости уменьшается. Данный эффект объясняет отчасти большие успехи ЕЭС в рамках таможенного союза шести стран-основателей, ведь они имеют в основном аналогичный продуктовый ассортимент.
Об эффекте «закрытости» (1гайе йыегИп§ е [[ес () говорят тогда, когда относительное отделение пространства интеграции от остального мира приводит к тому, что местонахождение производства с более низкими реальными издержками вне интеграционного пространства перемещается в место с относительно высокими реальными издержками. К примеру, ЕС вводит таможенные пошлины на импорт дешевой говядины, что ее производству (с высокими издержками) внутри Союза. Эффект закрытия означает неэффективное производство и, таким образом, потерю благосостояния как для пространства интеграции, так и для «остального мира».
Итак, оценка последствий интеграции зависит от того, какой из этих двух эффектов больше. На вопрос, при каких условиях положительные эффекты имеют перевес над отрицательными, может быть получен теоретический ответ, но мы ограничимся указанием на то, что, например, в ЕС преобладал эффект открытости, что его поэтапному расширению и снижению внешних таможенных пошлин.