Имеются следующие данные о товарообороте: товарная группа продано товаров в фактических ценах, тыс. руб. 1996 г 1997 г.картофель 62,5 70,9фрукты и цитрусовые /// 48,2 51,6в 1997 г. по сравнению с 1996 г. цены на картофель повысились на 7%, а на фрукты и цитрусовые остались без изменения.вычислите: 1) общий индекс товарооборота в фактических ценах; 2) общий индекс цен и сумму дополнительных расходов населением в 1997 г. при покупке картофеля в данном магазине; 3) общий индекс объема товарооборота, используя взаимосвязь ин-дексов.
Отметим, однако, что свобода потребительского выбора еще не гарантирует суверенитета потребителя. Этот суверенитет может быть ограничен и другими Рассмотрим советскую экономику 70-х. Потребитель в значительной мере мог пользоваться свободой выбора. Однако существенного влияния на производителя потребитель все же не оказывал, поскольку производственные программы определялись не потребностями рынка, а указаниями вышестоящих органов. Даже если потребитель и покупал товар втридорога на черном рынке, то производитель, зная об этом результате "голосования" потребителя, не мог воспользоваться плодами этого голосования, т. е. взять деньги у потребителя и приобрести на эти деньги дополнительные ресурсы и расширить производство.
Другим ограничения суверенитета является потоварный налог: если вы заплатили за товар 1000 грн. , из которых производителю достались 500 грн. , а остальные пятьсот рублей ушли в казну, то и в этом случае производитель не может пустить ваши деньги на увеличение объема производства. К подобному же результату приводит механизм дотаций производителю - производство сохраняется на прежнем уровне или даже расширяется, но не на деньги потребителя, а значит, не по его указанию.