Понятие о методах воспитания. В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти - со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.
Под методами воспитания следует понимать профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.
Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.
Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.
Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.
Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические при средства массовой информации и т.п.).
Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения рас на весь воспитательный процесс.
Классификация общих методов воспитания. К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым целесообразному и более эффективному их использованию понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам.
Исходя из вышесказанного, предлагаем систему общих методов воспитания:
• методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);
• методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
• методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
• методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве.
Пространство и рельеф – к наиболее существенным для землеустройства пространственным свойствам земли относятся: площади землевладений и землепользований, их конфигурация, протяженность, местоположение и взаимная удаленность. Размер участков пашни, их конфигурация оказывает влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, производительность техники. Многие пространственные свойства земли определяются ее рельефом – совокупностью форм земной поверхности: они воздействуют на использования и охраны земель, размещению и организацию сельскохозяйственного производства. для принятия решений при внутрихозяйственном землеустройстве необходима характеристика рельефа: глубина расчленения, крутизна склонов. Значение этих величин определяют размеры и конфигурацию производственных участков, степень дренированности, ее подверженность эрозии. Среди характеристик рельефа особое значение имеет уклон земной поверхности, как главный фактор водной эрозии, он оказывает ограничивающее воздействие на распаханность с/х угодий и размещение пропашных культур.
Почвенный покров – верхняя биологически активная оболочка земли – почва. Ее важное качество – плодородие, что делает ее пригодной для возделывания растений, и тем самым для использования земли в качестве главного средства с/х производства. качество почв определяется их физическим, механическим, химическим составом и содержанием гумуса.
Естественный растительный покров. На однородных участках земли складываются определенные совокупности растений, они характеризуются видовым составом, численностью и сочетанием пространственной структурой и динамикой. Факторы природной среды обуславливают закономерное пространственное размещение растительности. В сельском хозяйстве естественная растительность – является источником зеленых и грубых кормов для скота, средством повышения плодородия, накопления органики, ведущим фактором противоэрозионной защиты земель, сдерживающим засоление и загрязнение почв.
Гидрогеологические и гидрографические условия. Гидрогеологические свойства земель зависят от состава, происхождения и динамики подземных вод, при близком залегании грунтовых вод происходит засоление. Сведения о гидрографической сети применяются при организации сельскохозяйственных угодий севооборотов.
Климатические условия. Формирование многих свойств земли зависит от климата, от обеспеченности территории теплом и влагой.
Понятие о методах воспитания. В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти - со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.
Под методами воспитания следует понимать профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.
Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.
Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.
Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.
Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические при средства массовой информации и т.п.).
Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения рас на весь воспитательный процесс.
Классификация общих методов воспитания. К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым целесообразному и более эффективному их использованию понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам.
Исходя из вышесказанного, предлагаем систему общих методов воспитания:
• методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);
• методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
• методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);
• методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве.
Свойства:
Пространство и рельеф – к наиболее существенным для землеустройства пространственным свойствам земли относятся: площади землевладений и землепользований, их конфигурация, протяженность, местоположение и взаимная удаленность. Размер участков пашни, их конфигурация оказывает влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, производительность техники. Многие пространственные свойства земли определяются ее рельефом – совокупностью форм земной поверхности: они воздействуют на использования и охраны земель, размещению и организацию сельскохозяйственного производства. для принятия решений при внутрихозяйственном землеустройстве необходима характеристика рельефа: глубина расчленения, крутизна склонов. Значение этих величин определяют размеры и конфигурацию производственных участков, степень дренированности, ее подверженность эрозии. Среди характеристик рельефа особое значение имеет уклон земной поверхности, как главный фактор водной эрозии, он оказывает ограничивающее воздействие на распаханность с/х угодий и размещение пропашных культур.
Почвенный покров – верхняя биологически активная оболочка земли – почва. Ее важное качество – плодородие, что делает ее пригодной для возделывания растений, и тем самым для использования земли в качестве главного средства с/х производства. качество почв определяется их физическим, механическим, химическим составом и содержанием гумуса.
Естественный растительный покров. На однородных участках земли складываются определенные совокупности растений, они характеризуются видовым составом, численностью и сочетанием пространственной структурой и динамикой. Факторы природной среды обуславливают закономерное пространственное размещение растительности. В сельском хозяйстве естественная растительность – является источником зеленых и грубых кормов для скота, средством повышения плодородия, накопления органики, ведущим фактором противоэрозионной защиты земель, сдерживающим засоление и загрязнение почв.
Гидрогеологические и гидрографические условия. Гидрогеологические свойства земель зависят от состава, происхождения и динамики подземных вод, при близком залегании грунтовых вод происходит засоление. Сведения о гидрографической сети применяются при организации сельскохозяйственных угодий севооборотов.
Климатические условия. Формирование многих свойств земли зависит от климата, от обеспеченности территории теплом и влагой.
Объяснение:
выбирай