1. Система образования начала ХХ в. (до 1917 г.) развивалась по инерции, заданной предшествующим столетием.
При подготовке к данному вопросу необходимо составить таблицу развития методики обучения истории до 1917 г.
Методы преподавания истории до 1917 г.
№ Метод Сущность методики
1 Метод документации Широко использовалось изучение хрестоматийных документов, выводы формировались на основе фактического материала
2 Лабораторный метод Основа метода – самостоятельная работа учащихся с источниками, исторической литературой, иллюстративным материалом
3 Метод драматизации (Гартвиг А.Ф.) Изучение отдельных фрагментов истории посредством постановок (спектаклей) с участием самих учащихся
4 Метод реферирования (Влахопулов Б.А.,
Покотило Н.П.) Основные этапы метода:
– чтение источника, осмысление сути прочитанного, разбивка текста на части, выделение из них главных мыслей, составление конспекта;
– чтение наиболее сложного источника, выделение в нём ключевых моментов, разработка плана реферата, изложение текста своими словами;
– детальное изучение вопроса, разработка плана изложения материала, написание реферата на основе источников;
– работа с разнообразной литературой по одной проблеме;
– анализ "сырого" материала источников
5 Метод
Ковалевского Н.М. Изучение учебника, книг для чтения, научно-популярной литературы, наглядных пособий. Итогом проделанной работы являлись письменные отчёты учащихся
На втором этапе изучения вопроса необходимо назвать и охарактеризовать методические и учебные пособия начала ХХ в.
Учебно-методическая литература начала ХХ в.
№ Автор Учебники и методические пособия
1 Тураев Б.А. "Древняя история в памятниках письменности"
2 Егоров Д.Н. "Средневековье в его памятниках"
3 Кулжинский А.С. и Нейкирх "Хрестоматия по древней и средней истории
4 Иванов К. "Очерки методики истории" (1915 г.)
5 Покотило Н.П. "Практическое руководство
для начинающего учителя" (1912 г.)
Октябрьская революция 1917 г. и последующая перестройка всех общественных отношений обусловили основные направления глобальной реформы системы образования в России. Законодательной основой этой реформы стал декрет ВЦИК от 16 декабря 1918 г., утвердивший " Положение о единой трудовой школе РСФСР" и "Основные принципы единой трудовой школы РСФСР".
Целью первой реформы образования в Советской России было провозглашено воспитание человека новой эпохи. Приоритетным направлением новой школы стал принцип трудовой деятельности.
Первый этап в развитии Советского школьного исторического образования – 1917 - 30-е гг. - ознаменовался ликвидацией истории как учебного предмета и заменой курсом обществоведения. За основу методики обучения берётся "иллюстративная школа действия" и "трудовая школа работы".
В 30-е гг. восстанавливается история как учебный предмет, основной формой организации учебной работы определяется урок (Постановление ЦК ВКП(б) "О начальной и средней школах" от 5 сентября 1931 г. и "Об учебных программах и режиме начальной и средней школе" от 5 августа 1932 г.).
В советской школе 30-50-х гг. вводится также линейный (с 1934 г.) и частично-концентрический (с 1959 г.) принцип и структура исторического образования.
Разработка методических проблем продолжается в 50-70-е гг. В этот период совершенствовались методы и приёмы обучения и преподавания: были составлены рекомендации по использованию наглядности при изложении материала, ставилась цель научить учащихся самостоятельно приобретать знания, разрабатывались проблемы усиления активизации самостоятельной деятельности школьников в учебном процессе и т.д. (60-70-е гг.).
В 80-е гг. большой интерес вызывает проблема активизации познавательной деятельности учащихся, а также организации развивающего обучения.
Следует отметить, что указанные выше направления и этапы развития методики обучения необходимо раскрыть и проанализировать.
В этой части вопроса необходимо также назвать методистов 30-80-х гг.: Бернадский В.Н., Стражев А.И., Андреевская Н.В., Карцов В.Г., Зиновьев М.А., Никифоров Д.Н., Богданов Л.Н., Вагин А.А., Гора П.В., Дайри Н.Г., Лейбенгруб П.С., Коровкин Ф.П., Запорожец Н.И., Лернер И.Я.
В соответствии с законом РФ "Об образовании" в 90-е гг. начался процесс реформирования. Условно можно выделить три этапа:
Первый этап (1988-1992 гг.) характеризуется процессом распада существовавшей в СССР системы исторического образования и поисками подходов к построению новой системы в Российской Федерации. Границей этапа можно считать принятие летом 1992 г. Закона РФ "Об образовании".
Второй этап - 1992-1996 гг. Качественные изменения данного этапа связаны с дополнениями, внесенными в закон РФ "Об образовании", разработкой стандартов исторического образования, переходом на концентрическую систему образования, принятием идеи вариативного образования.
Третий этап (с 1996 г. до настоящего времени) характеризуется дальнейшим поиском модели стандарта исторического образования, принятием концентрической структуры исторического образования.
Таким образом, в системе российского исторического образования произошла смена парадигм. Историческое образование стало личностно-ориентированным, плюралистическим и многообразным.
В процессе обсуждения проблемы необходимо также рассмотреть учебный план и линейную структуру школьного исторического образования, современную структуру исторического образования, историческое образование в профильных типах школ, тенденции исторического образования в зарубежной школе.
2. При подготовке к этому вопросу важно указать актуальные проблемы современного исторического образования.
Сегодня каждый педагог-историк сталкивается с фундаментальными проблемами, к числу которых относятся следующие:
1. Каковы цели и задачи исторического образования? Зачем изучать историю?
2. История в школе воспитывает или развивает учащихся?
3. Нужна ли и должна ли быть общефедеральная российская концепция исторического образования?
4. Что именно должен регулировать общеобразовательный стандарт?
5. Оптимальная структура и модель исторического образования в начальной, основной и полной средней школе?
6. Вариативность содержания исторического образования, современные программы и учебники, право автора учебной книги на интерпретацию исторического факта, а учителя и ученика - на собственную позицию.
7. Эффективные способы государственного и муниципального управления процессом исторического образования, контроль за его эффективностью и др.
8. Требования к учителю, регламентация его профессиональной деятельности и степень свободы.
Изучая данный вопрос, важно раскрыть суть каждой проблемы и высказать собственную точку зрения.
В заключение обсуждения темы необходимо обобщить материал и сделать вывод.
При подготовке к данному вопросу необходимо составить таблицу развития методики обучения истории до 1917 г.
Методы преподавания истории до 1917 г.
№ Метод Сущность методики
1 Метод документации Широко использовалось изучение хрестоматийных документов, выводы формировались на основе фактического материала
2 Лабораторный метод Основа метода – самостоятельная работа учащихся с источниками, исторической литературой, иллюстративным материалом
3 Метод драматизации (Гартвиг А.Ф.) Изучение отдельных фрагментов истории посредством постановок (спектаклей) с участием самих учащихся
4 Метод реферирования (Влахопулов Б.А.,
Покотило Н.П.) Основные этапы метода:
– чтение источника, осмысление сути прочитанного, разбивка текста на части, выделение из них главных мыслей, составление конспекта;
– чтение наиболее сложного источника, выделение в нём ключевых моментов, разработка плана реферата, изложение текста своими словами;
– детальное изучение вопроса, разработка плана изложения материала, написание реферата на основе источников;
– работа с разнообразной литературой по одной проблеме;
– анализ "сырого" материала источников
5 Метод
Ковалевского Н.М. Изучение учебника, книг для чтения, научно-популярной литературы, наглядных пособий. Итогом проделанной работы являлись письменные отчёты учащихся
На втором этапе изучения вопроса необходимо назвать и охарактеризовать методические и учебные пособия начала ХХ в.
Учебно-методическая литература начала ХХ в.
№ Автор Учебники и методические пособия
1 Тураев Б.А. "Древняя история в памятниках письменности"
2 Егоров Д.Н. "Средневековье в его памятниках"
3 Кулжинский А.С. и Нейкирх "Хрестоматия по древней и средней истории
4 Иванов К. "Очерки методики истории" (1915 г.)
5 Покотило Н.П. "Практическое руководство
для начинающего учителя" (1912 г.)
Октябрьская революция 1917 г. и последующая перестройка всех общественных отношений обусловили основные направления глобальной реформы системы образования в России. Законодательной основой этой реформы стал декрет ВЦИК от 16 декабря 1918 г., утвердивший " Положение о единой трудовой школе РСФСР" и "Основные принципы единой трудовой школы РСФСР".
Целью первой реформы образования в Советской России было провозглашено воспитание человека новой эпохи. Приоритетным направлением новой школы стал принцип трудовой деятельности.
Первый этап в развитии Советского школьного исторического образования – 1917 - 30-е гг. - ознаменовался ликвидацией истории как учебного предмета и заменой курсом обществоведения. За основу методики обучения берётся "иллюстративная школа действия" и "трудовая школа работы".
В 30-е гг. восстанавливается история как учебный предмет, основной формой организации учебной работы определяется урок (Постановление ЦК ВКП(б) "О начальной и средней школах" от 5 сентября 1931 г. и "Об учебных программах и режиме начальной и средней школе" от 5 августа 1932 г.).
В советской школе 30-50-х гг. вводится также линейный (с 1934 г.) и частично-концентрический (с 1959 г.) принцип и структура исторического образования.
Разработка методических проблем продолжается в 50-70-е гг. В этот период совершенствовались методы и приёмы обучения и преподавания: были составлены рекомендации по использованию наглядности при изложении материала, ставилась цель научить учащихся самостоятельно приобретать знания, разрабатывались проблемы усиления активизации самостоятельной деятельности школьников в учебном процессе и т.д. (60-70-е гг.).
В 80-е гг. большой интерес вызывает проблема активизации познавательной деятельности учащихся, а также организации развивающего обучения.
Следует отметить, что указанные выше направления и этапы развития методики обучения необходимо раскрыть и проанализировать.
В этой части вопроса необходимо также назвать методистов 30-80-х гг.: Бернадский В.Н., Стражев А.И., Андреевская Н.В., Карцов В.Г., Зиновьев М.А., Никифоров Д.Н., Богданов Л.Н., Вагин А.А., Гора П.В., Дайри Н.Г., Лейбенгруб П.С., Коровкин Ф.П., Запорожец Н.И., Лернер И.Я.
В соответствии с законом РФ "Об образовании" в 90-е гг. начался процесс реформирования. Условно можно выделить три этапа:
Первый этап (1988-1992 гг.) характеризуется процессом распада существовавшей в СССР системы исторического образования и поисками подходов к построению новой системы в Российской Федерации. Границей этапа можно считать принятие летом 1992 г. Закона РФ "Об образовании".
Второй этап - 1992-1996 гг. Качественные изменения данного этапа связаны с дополнениями, внесенными в закон РФ "Об образовании", разработкой стандартов исторического образования, переходом на концентрическую систему образования, принятием идеи вариативного образования.
Третий этап (с 1996 г. до настоящего времени) характеризуется дальнейшим поиском модели стандарта исторического образования, принятием концентрической структуры исторического образования.
Таким образом, в системе российского исторического образования произошла смена парадигм. Историческое образование стало личностно-ориентированным, плюралистическим и многообразным.
В процессе обсуждения проблемы необходимо также рассмотреть учебный план и линейную структуру школьного исторического образования, современную структуру исторического образования, историческое образование в профильных типах школ, тенденции исторического образования в зарубежной школе.
Сегодня каждый педагог-историк сталкивается с фундаментальными проблемами, к числу которых относятся следующие:
1. Каковы цели и задачи исторического образования? Зачем изучать историю?
2. История в школе воспитывает или развивает учащихся?
3. Нужна ли и должна ли быть общефедеральная российская концепция исторического образования?
4. Что именно должен регулировать общеобразовательный стандарт?
5. Оптимальная структура и модель исторического образования в начальной, основной и полной средней школе?
6. Вариативность содержания исторического образования, современные программы и учебники, право автора учебной книги на интерпретацию исторического факта, а учителя и ученика - на собственную позицию.
7. Эффективные способы государственного и муниципального управления процессом исторического образования, контроль за его эффективностью и др.
8. Требования к учителю, регламентация его профессиональной деятельности и степень свободы.
Изучая данный вопрос, важно раскрыть суть каждой проблемы и высказать собственную точку зрения.
В заключение обсуждения темы необходимо обобщить материал и сделать вывод.