Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характер движения, издаваемые звуки и т. д. Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется боле сложный ряд наблюдения — длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Наблюдение может быть организовано и для того, чтобы по каким-то отдельным признакам определить состояние предмета (например, по цвету земли в цветочных горшках определить необходимость поливки, по поведению рыб в аквариуме — необходимость частичной смены воды) или восстановить картину целого (по следам на снегу определить, кто или проехал, по цвету ягод — спелые они или нет). Этот вид наблюдения предполагает наличие у детей и некоторых знаний, умения анализировать явление, сопоставлять отдельные данные, делать несложные умозаключения. Два последних вида наблюдения ввиду их сложности используют в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения. Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.В одних случаях воспитатель организует всех детей, в других — наблюдение проводится с небольшой группой или с одним ребенком. Это зависит от содержания наблюдения и тех задач, которые ставит перед собой воспитатель. Но во всех случаях необходимо, чтобы наблюдение проходило при всякой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе
Степ — біом помірного поясу, для якого характерне майже повсюдне поширення трав'янистої, в основному злакової рослинності на чорноземних і каштанових ґрунтах Лісосте́п — перехідна природна зона Північної півкулі між зонами мішаних лісів та степу, на якій чергуються ділянки лісу і степу.
У Євразії лісостепи протягуються суцільною смугою із заходу на схід від східних передгір'їв Карпат до Алтаю. У Росії кордон з лісовою зоною проходить через такі міста, як Курськ і Казань. Захід і на схід цієї смуги безперервне лісостепу порушено впливом гір.
Окремі ділянки лісостепів розташовуються в межах Середньодунайської рівнини, ряду міжгірських улоговин Південного Сибіру, Північного Казахстану, в Монголії і на Далекому Сході, а також займають частину рівнини Сунляо на північному сході Китаю.
Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характер движения, издаваемые звуки и т. д. Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется боле сложный ряд наблюдения — длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Наблюдение может быть организовано и для того, чтобы по каким-то отдельным признакам определить состояние предмета (например, по цвету земли в цветочных горшках определить необходимость поливки, по поведению рыб в аквариуме — необходимость частичной смены воды) или восстановить картину целого (по следам на снегу определить, кто или проехал, по цвету ягод — спелые они или нет). Этот вид наблюдения предполагает наличие у детей и некоторых знаний, умения анализировать явление, сопоставлять отдельные данные, делать несложные умозаключения. Два последних вида наблюдения ввиду их сложности используют в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения. Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.В одних случаях воспитатель организует всех детей, в других — наблюдение проводится с небольшой группой или с одним ребенком. Это зависит от содержания наблюдения и тех задач, которые ставит перед собой воспитатель. Но во всех случаях необходимо, чтобы наблюдение проходило при всякой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе
Лісосте́п — перехідна природна зона Північної півкулі між зонами мішаних лісів та степу, на якій чергуються ділянки лісу і степу.
У Євразії лісостепи протягуються суцільною смугою із заходу на схід від східних передгір'їв Карпат до Алтаю. У Росії кордон з лісовою зоною проходить через такі міста, як Курськ і Казань. Захід і на схід цієї смуги безперервне лісостепу порушено впливом гір.
Окремі ділянки лісостепів розташовуються в межах Середньодунайської рівнини, ряду міжгірських улоговин Південного Сибіру, Північного Казахстану, в Монголії і на Далекому Сході, а також займають частину рівнини Сунляо на північному сході Китаю.