Образ Евгения Онегина становится как бы венцом героев своих «южных поэм» — кавказском пленнике и Алеко. Как и они, ему не нравится его жизнь, он устал от нее, чувства его остыли, эмоции ушли, желания исчезли. Онегин — социально-исторический, реалистический тип: молодой человек, жизнь и судьба которого обусловлены как его личными качествами, так и особенностями той среды, в которой он сформировался. Белинский сказал об Онегине и о людях этого типа: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, чего ему хочется, но он ...очень хорошо знает, что ему не надо, чего ему не хочется: того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность». Он не нашел применения своим способностям, своим задаткам; разочарованный пустой жизнью светского общества, он попытается воплотить в жизнь свои высокие намерения в деревне, где «ярем он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил». Однако эта деятельность не была ему интересна да и «труд упорный ему был тошен». Попытка читать ни к чему не привела: книги или не удовлетворяли его запросов или только укрепляли его мысли и чувства. Онегин стоит выше дворянской толпы: его неординарный ум, критическое отношение к жизни, презрение к людям — все это обрекло его на одиночество. Спасти себя любви он не позволил: Онегин испугался сильного чувства, так как выше всего ценил «вольность и покой», он испугался «шепота и хохотни глупцов», сплетен Зарецких и убил на поединке друга. Не рассеяли его скуки, не заполнили жизненной пустоты странствия, вспыхнувшая любовь к Татьяне не нашла ответа. Он никому и даже самому себе не был нужен. Тип «лишнего человека» зарождается в образе Онегина.