Казанская икона Божьей Матери не раз Россию в лихую годину. Именно поэтому, еще с 1613 года на Руси особым образом отмечался праздник Казанской иконы Божьей Матери, причем с 1649 года и вплоть до революции, 22 октября по старому стилю или 4 ноября по новому, считался праздником государственным. Так была узаконена всенародная любовь к образу. В 2005 году Россия впервые отметила День народного единства, и он был приурочен к дате празднования Казанской иконы Божьей Матери.
Но почему именно Казанская? Ведь, как известно, в России более двухсот чудотворных образов Пресвятой Богородицы. Отчего именно Казанской такая честь? И почему мы так торжественно отмечаем этот образ именно 4 ноября?
На самом деле в церковном календаре два дня, посвященных Казанской иконе Божьей Матери. 21 июля ("Летняя Казанская"), когда мы вспоминаем "явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани", - то есть чудесное обретение иконы в Казани, дело было в 1579 году. И 4 ноября ("Осенняя Казанская") - в память о том, как 4 ноября 1612 года, войска народного ополчения, собранные Кузьмой Мининым, ведомые князем Димитрием Пожарским и осененные чудотворным образом Казанской Божьей Матери, выбили польских захватчиков из Китай-города, что стало началом конца великой смуты. В то лихолетье русское государство было на волоске от гибели, а народ - от порабощения. И только чудо - невероятное и одновременно зримое страну, сохранило нацию.
Но почему именно Казанская? Ведь, как известно, в России более двухсот чудотворных образов Пресвятой Богородицы. Отчего именно Казанской такая честь? И почему мы так торжественно отмечаем этот образ именно 4 ноября?
На самом деле в церковном календаре два дня, посвященных Казанской иконе Божьей Матери. 21 июля ("Летняя Казанская"), когда мы вспоминаем "явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани", - то есть чудесное обретение иконы в Казани, дело было в 1579 году. И 4 ноября ("Осенняя Казанская") - в память о том, как 4 ноября 1612 года, войска народного ополчения, собранные Кузьмой Мининым, ведомые князем Димитрием Пожарским и осененные чудотворным образом Казанской Божьей Матери, выбили польских захватчиков из Китай-города, что стало началом конца великой смуты. В то лихолетье русское государство было на волоске от гибели, а народ - от порабощения. И только чудо - невероятное и одновременно зримое страну, сохранило нацию.