1. Исходя из рабочей терминологии, индивидуализация в обучении - это организация персональной работы каждого в отдельности учащегося в соответствии с его умственными возможностями и характерными особенностями на всех видах занятий и вне их.
Индивидуализация в аспекте учёбы предполагает решение двух проблем: организацию индивидуальной работы каждого учащегося; обеспечение каждого учащегося индивидуально соответствующим его познавательным возможностям методами, средствами и приёмами обучения. Индивидуальная работа учащихся обеспечивается взаимной деятельностью в школе и дома.
Для более полного осмысления вопроса предлагается назвать и проанализировать возможные формы индивидуальной работы.
Дифференциация в обучении бывает внешней (спецшколы, спецклассы и т.д.), элективной (учащиеся сами выбирают предметы для изучения в дополнение к обязательным учебным дисциплинам), внутренней (разделение учащихся по ряду признаков).
Дифференциация обучения (внутренняя) - это организация учебной деятельности учащихся по условным микрогруппам, члены которых близки по способностям, интересам, навыкам и умениям в изучении исторического материала. На этом этапе рассмотрения проблемы необходимо дать полную характеристику видов дифференциации обучения.
В процессе обсуждения вопроса важно отметить, что дифференциация обучения - сложная система, отсутствие которой приводит к остановке развития интеллектуальных групп класса.
2. Индивидуальные познавательные особенности школьников определяются познавательными способностями.
Индивидуальный – это относящийся к каждому в отдельности, особенный для каждого лица.
Факторами, влияющими на формирование познавательных возможностей и способностей учащихся, являются мотивация обучения, индивидуально-психологические факторы организации познавательной деятельности.
В основе индивидуально-психологических факторов организации познавательной деятельности лежит уровень развития познавательных процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, речи. В обучении играет большую роль также и эмоционально-волевая характеристика личности: чувства, эмоции, воля; индивидуальные свойства личности: направленность, темперамент, характер, способности. В процессе учебной деятельности ученики находятся в разных познавательных состояниях: испытывают интерес, творческий подъём, сомнение, апатию, убеждённость, что также влияет на уровни познавательных возможностей.
Уровни познавательной самостоятельности школьников тесно связаны с познавательными возможностями и способностями учащихся.
Выделяют три уровня познавательной самостоятельности: воспроизводящая деятельность, преобразующая деятельность и творческая деятельность.
В процессе обсуждения вопроса важно подчеркнуть, что развитие познавательных возможностей и способностей учащихся зависит от индивидуально-психологических факторов и в большей мере от методической деятельности учителя.
Следует отметить, что степень развития познавательных возможностей определяет уровень познавательной самостоятельности (активности) учащихся как критерий качества обучаемости.
3. Дифференцируемый подход в обучении истории и обществознанию представляет собой сложную методическую конструкцию, при которой необходимо учитывать все индивидуально-психологические характеристики каждого учащегося и на основе этого строить учебно-методическую деятельность на уроке.
В современных условиях существует несколько вариантов дифференцированного подхода при обучении истории и обществознанию:
- различные типы школ;
- программы дифференцированного обучения для классов с разным интеллектуальным развитием;
- учебники и учебные пособия для углублённого и коррекционно-развивающегося обучения истории.
Дайте характеристику каждого из вариантов дифференцированного подхода.
В заключение важно подчеркнуть, что отсутствие дифференцированного подхода нарушает процесс обучения, так как не выдерживается один из основных факторов обучения – учет познавательных возможностей и способностей учащихся.
Индивидуализация в аспекте учёбы предполагает решение двух проблем: организацию индивидуальной работы каждого учащегося; обеспечение каждого учащегося индивидуально соответствующим его познавательным возможностям методами, средствами и приёмами обучения. Индивидуальная работа учащихся обеспечивается взаимной деятельностью в школе и дома.
Для более полного осмысления вопроса предлагается назвать и проанализировать возможные формы индивидуальной работы.
Дифференциация в обучении бывает внешней (спецшколы, спецклассы и т.д.), элективной (учащиеся сами выбирают предметы для изучения в дополнение к обязательным учебным дисциплинам), внутренней (разделение учащихся по ряду признаков).
Дифференциация обучения (внутренняя) - это организация учебной деятельности учащихся по условным микрогруппам, члены которых близки по способностям, интересам, навыкам и умениям в изучении исторического материала. На этом этапе рассмотрения проблемы необходимо дать полную характеристику видов дифференциации обучения.
В процессе обсуждения вопроса важно отметить, что дифференциация обучения - сложная система, отсутствие которой приводит к остановке развития интеллектуальных групп класса.
2. Индивидуальные познавательные особенности школьников определяются познавательными способностями.
Индивидуальный – это относящийся к каждому в отдельности, особенный для каждого лица.
Факторами, влияющими на формирование познавательных возможностей и способностей учащихся, являются мотивация обучения, индивидуально-психологические факторы организации познавательной деятельности.
В основе индивидуально-психологических факторов организации познавательной деятельности лежит уровень развития познавательных процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, речи. В обучении играет большую роль также и эмоционально-волевая характеристика личности: чувства, эмоции, воля; индивидуальные свойства личности: направленность, темперамент, характер, способности. В процессе учебной деятельности ученики находятся в разных познавательных состояниях: испытывают интерес, творческий подъём, сомнение, апатию, убеждённость, что также влияет на уровни познавательных возможностей.
Уровни познавательной самостоятельности школьников тесно связаны с познавательными возможностями и способностями учащихся.
Выделяют три уровня познавательной самостоятельности: воспроизводящая деятельность, преобразующая деятельность и творческая деятельность.
В процессе обсуждения вопроса важно подчеркнуть, что развитие познавательных возможностей и способностей учащихся зависит от индивидуально-психологических факторов и в большей мере от методической деятельности учителя.
Следует отметить, что степень развития познавательных возможностей определяет уровень познавательной самостоятельности (активности) учащихся как критерий качества обучаемости.
3. Дифференцируемый подход в обучении истории и обществознанию представляет собой сложную методическую конструкцию, при которой необходимо учитывать все индивидуально-психологические характеристики каждого учащегося и на основе этого строить учебно-методическую деятельность на уроке.
В современных условиях существует несколько вариантов дифференцированного подхода при обучении истории и обществознанию:
- различные типы школ;
- программы дифференцированного обучения для классов с разным интеллектуальным развитием;
- учебники и учебные пособия для углублённого и коррекционно-развивающегося обучения истории.
Дайте характеристику каждого из вариантов дифференцированного подхода.
В заключение важно подчеркнуть, что отсутствие дифференцированного подхода нарушает процесс обучения, так как не выдерживается один из основных факторов обучения – учет познавательных возможностей и способностей учащихся.