Романс проник в Россию вначале XIX века.
Романс от песни в России отличается тем, что романс пишется на литературный текст, созданный поэтом, а песня может быть написана на фольклорный текст без автора. Кроме этого, романс обычно лишён припева, а песня часто имеет припев (рефрен).
Свойства романса заключаются в том, что он может существовать даже чисто в музыкальном виде, без слов. Также это может быть и литературный текст, не положенный на музыку. Для романса подходят напевные, «мелодические» стихи, например, «Я помню чудное мгновенье...» А. С. Пушкина, «На заре ты её не буди...» А. А. Фета. Декламационные («Смерть поэта» М. Ю. Лермонтова) и разговорные («Евгений Онегин»
А. С. Пушкина) стихи не подходят для выпевания.
Когда говорят, что романс «допевается» или «дописывается» каждым слушателем, то имеют в виду то, что часто исполнители произвольно меняли слова, подбирали эпитеты и сравнения, подходящие под рифму, но более соответствующие их внутреннему чувству. Происходит это потому, что исполнение романса — дело глубоко интимное, а переживания каждого человека сугубо индивидуальны, и отразить их во всей полноте один, даже гениальный текст, бывает не в состоянии.
Романс от песни в России отличается тем, что романс пишется на литературный текст, созданный поэтом, а песня может быть написана на фольклорный текст без автора. Кроме этого, романс обычно лишён припева, а песня часто имеет припев (рефрен).
Свойства романса заключаются в том, что он может существовать даже чисто в музыкальном виде, без слов. Также это может быть и литературный текст, не положенный на музыку. Для романса подходят напевные, «мелодические» стихи, например, «Я помню чудное мгновенье...» А. С. Пушкина, «На заре ты её не буди...» А. А. Фета. Декламационные («Смерть поэта» М. Ю. Лермонтова) и разговорные («Евгений Онегин»
А. С. Пушкина) стихи не подходят для выпевания.
Когда говорят, что романс «допевается» или «дописывается» каждым слушателем, то имеют в виду то, что часто исполнители произвольно меняли слова, подбирали эпитеты и сравнения, подходящие под рифму, но более соответствующие их внутреннему чувству. Происходит это потому, что исполнение романса — дело глубоко интимное, а переживания каждого человека сугубо индивидуальны, и отразить их во всей полноте один, даже гениальный текст, бывает не в состоянии.