2.Измерьте за сколько секунд вы можете написать слова «Психология» скорописью. Результаты запишите в левый столбик. 3.Измерьте, за сколько секунд вам удастся написать слово «Психология» зеркальным шрифтом. Писать надо справа налево так, чтобы все элементы букв были направлены в противополож¬ную сторону. Полученные результаты запишите в правом столбике под цифрой 1.
Образец
4.Повторите эту запись 10 раз, измеряя скорость письма в секундах при каждой попытке. Результаты измерений в правом столбике в соответствии с номером попытки.
5.После выполнения всех попыток число разры¬вов между буквами и их элементами при написании слова обычным и зеркальным шрифтом. Определите, уменьшается ли число таких разрывов от попытки к попытке, появляются ли соединения между буквами.
6.Обратите внимание на нажим, с которым написаны буквы, особенно в тех случаях, когда встречались затруднения. Поду¬майте, какими фактами можно подтвердить, что при выработке ди-намического стереотипа число «лишних» движений и «лишних» усилий сокращается.
7.И. П. Павлов высказал предположение, что при изменении старого динамического стереотипа человек испытывает отрица¬тельные эмоциональные состояния. Можете ли вы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу фактами данного опыта?
8.На основании данных правой части таблицы 1 постройте график выработки навыка зеркального письма. Номера попыток поместите на оси абсцисс, время — на оси ординат (рис. 1).
Рис. 1. График выработки навыка письма зеркальным шрифтом.
9.На основе анализа графика ответьте на следующие во а) Как происходит выработка навыка в начале и в конце работы? Когда формирование навыка идет быстрее, когда медлен¬нее?
б) Имеются ли на вашем графике участки, когда навык как бы перестает вырабатываться, получаются горизонтальные ли¬нии — «плато»?
в) Наблюдались ли случаи, когда результаты выработки навы¬ка снижались? Почему так происходило?
г) Начинающие учиться писать зеркальным шрифтом выписы¬вают каждую букву отдельно. Сохранялся ли такой написа¬ния в процессе обучения или к концу опыта между буквами стали появляться соединения?
10. ответьте на во а) Почему время выполнения работы в новых условиях иногда ухудшается?
б) Возросла ли скорость написания слов зеркальным шрифтом в новых условиях?
Оценка результатов.
1.Подумайте, какие положения гипоте¬зы подтвердились, а какие не подтвердились в проделанном вами опыте.
2.Какие факты говорят, что при разрушении динамического сте¬реотипа происходит распад общей деятельности на отдельные эле¬менты, например слово, написанное ранее одним росчерком выписывается теперь по буквам?
3.Делаются ли при формировании нового динамического стерео¬типа попытки соединять буквы без дополнительной инструкции? Нужны ли эти инструкции для овладения приемами рационального письма?
4.В чем выражалась «борьба» между стереотипами — вновь создаваемым и старым, хорошо закрепленным? Об этом можно судить по наличию элементов букв, написанных по-старому
при митозе важным является сохранение генетической информации при каждом делении. дочерние клетки имеют такой же хромосомный набор как и материнская.
в основе роста и развития многоклеточных организмов лежит способность клеток к делению и специализации. таким образом, митозу происходит рост организма и его развитие из зиготы. другими словами можно сказать, что жизнь многоклеточного организма обеспечивается постоянным митотическим делением его клеток. хотя на самом деле не все клетки организма делятся всю его жизнь. например, нервные клетки формируются к определенному возрасту и далее уже новые не образуются.
митоз обеспечивает обновление клеток организма. клетки ряда тканей быстро отмирают, и им на смену должны образовываться новые. так происходит с эритроцитами, клетками кожи и пищеварительного тракта.