Наименование места происхождения товара — название географического объекта, указывающее на место его происхождения. Используется оно для обозначения такого товара, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и/или человеческими факторами («гжель», «хохлома», «мейсенский фарфор», «брюссельские кружева», «мадера», «чешское стекло»). К природным условиям обычно относят особенности климата, конфигурацию и расположение местности, состав почвы, воды и т. п., а к человеческим факторам — профессиональные традиции, опыт, секреты производства, передаваемые из поколения в поколение. Связь товара с конкретным географическим объектом исключает возможность переноса его производства на другую территорию. Известно, что полной неудачей закончилась попытка изготавливать знаменитое «цимлянское игристое», родиной которого является донская земля, в Крыму, Армении и Грузии.
Правовое содержание понятия «товарный знак» значительно отличается от географического указания, включающего НМПТ. Оно всегда указывает на конкретную местность и может рассматриваться как средство индивидуализации товаров, происходящих из разных мест. Товарный знак же всегда указывает на конкретного производителя и служит средством различения однородных товаров, выпускаемых разными производителями.
В чем же собственно состоит притягательная сила НМПТ по сравнению с такими маркировочными средствами, как указание происхождения или товарный знак? Положительная реакция потребителя обусловлена правовым феноменом НМПТ: понятие указывает на наличие в сопровождаемом товаре обязательных особых свойств. Для товарного знака условие качества — вопрос не правовой, а исключительно экономический. Качество может быть удостоверено наличием (или отсутствием) рыночного спроса на товар.
Итак, продукция, сопровождаемая НМПТ, зачастую уникальна и может быть отнесена к объектам материальной и духовной культуры. Именно поэтому в Патентное ведомство Российской Федерации (Роспатент) заявок на регистрацию и предоставление права пользования НМПТ поступает немного. С 1992 года в Роспатент выступило более 250 таких заявок, зарегистрировано 50 и выдано 70 свидетельств, право пользования этим объектом. Названные цифры говорят отнюдь не об отсутствии интереса к НМПТ, а об его ценности и малочисленности.
Международная практика подтверждает этот факт. За 3
Правовое содержание понятия «товарный знак» значительно отличается от географического указания, включающего НМПТ. Оно всегда указывает на конкретную местность и может рассматриваться как средство индивидуализации товаров, происходящих из разных мест. Товарный знак же всегда указывает на конкретного производителя и служит средством различения однородных товаров, выпускаемых разными производителями.
В чем же собственно состоит притягательная сила НМПТ по сравнению с такими маркировочными средствами, как указание происхождения или товарный знак? Положительная реакция потребителя обусловлена правовым феноменом НМПТ: понятие указывает на наличие в сопровождаемом товаре обязательных особых свойств. Для товарного знака условие качества — вопрос не правовой, а исключительно экономический. Качество может быть удостоверено наличием (или отсутствием) рыночного спроса на товар.
Итак, продукция, сопровождаемая НМПТ, зачастую уникальна и может быть отнесена к объектам материальной и духовной культуры. Именно поэтому в Патентное ведомство Российской Федерации (Роспатент) заявок на регистрацию и предоставление права пользования НМПТ поступает немного. С 1992 года в Роспатент выступило более 250 таких заявок, зарегистрировано 50 и выдано 70 свидетельств, право пользования этим объектом. Названные цифры говорят отнюдь не об отсутствии интереса к НМПТ, а об его ценности и малочисленности.
Международная практика подтверждает этот факт. За 3