Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо, а на тёмно – сером небе кое-где мигают звёзды; влажный
ветерок изредка набегает лёгкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот
ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью.
Вот кладут ковёр на телегу, ставят в ноги ящик с самоваром. Кони
фыркают и щеголевато переступают ногами; пара только что проснувшихся
белых гусей молча и медленно перебирается через дорогу.
За плетнём, в саду, мирно похрапывает сторож; каждый звук словно стоит в
застывшем воздухе, стоит и не проходит.
Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега… ВЫ едете-
едете мимо церкви, с горы направо, через плотину… Пруд едва начинает
дымиться. Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели;
вам дремлется. Лошади звучно шлёпают ногами по лужам, вы слышите, что
кучер посвистывает.
Но вот вы отъехали версты четыре, край неба алеет; в берёзах просыпаются
галки; воробьи чирикают около тёмных скирд. Светлеет воздух, видней
дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнём
горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря
разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся
пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул - и тихо всплывает
багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенётся, как
птица.
Свежо, весело, любо!
Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой
церковью, вон берёзовый лесок на горе; за ним болото, куда вы едете…
Живее, кони, живее! Крупной рысью вперёд! Версты три осталось, не больше.
Солнце быстро поднимается; небо чисто, погода будет славная. Стадо
потянулось из деревни к нам навстречу.
Вы взобрались на гору… Какой вид! Река вьётся вёрст на десять, тускло синея
сквозь туман; за ней водянисто - зелёные луга; за ними пологие холмы; вдали
чибисы с криком вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитый в
воздухе, ясно проступает даль… не то что лето.
Как вольно дышит грудь. Как крепнет весь человек, охваченный свежим
дыханием весны!
И.С.Тургенев.
Задания:
- Вдумчиво, внимательно прочитайте текст.
- Озаглавьте его
- Определите тему и идею (основную мысль) текста.
- Определите тип и стиль речи.
-Выпишите из текста сравнения
- Выполните синтаксический разбор выделенного предложения
- Выпишите местоимения и укажите их разряд и падеж
Синтаксический разбор
Ветер срывает одинокие листочки с деревьев , свистит и гудит по ночам в трубах.
Ветер (что? подлежащее, выражено сущ., подчёркиваем 1 чертой) срывает (что делает? сказуемое, выражено глаг., подчёркиваем 2 чертами) одинокие (какие? определение, выражено прилаг., подчёркиваем волнистой линией) листочки (что? дополнение, выражено сущ., подчёркиваем тире) с (предлог, берем в треугольник) деревьев (с чего? дополнение, выражено сущ., подчёркиваем тире ИЛИ откуда? обстоятельство места, выражено сущ., подчёркиваем точка тире) , свистит (что делает? сказуемое, выражено глаг., подчёркиваем 2 чертами) и (союз, обводим в кружок) гудит (что делает? сказуемое, выражено глаг., подчёркиваем 2 чертами) по (предлог, берем в треугольник) ночам (когда? обстоятельство, выражено сущ., подчёркиваем точка тире) в (предлог, берем в треугольник) трубах (где? обстоятельство места, выражено сущ., подчёркиваем точка тире).
1. Это простое предложение
2. Повествовательное
3. Невосклицательное
4. Двусоставное
5. Распространённое
6. Осложнено однородными глаголами-сказуемыми
1.Укажите словосочетание в прямом значении:
D) желтые листья
2. Укажите пословицу с антонимом:
D) Ласточка день начинает, а соловей кончает.
3. Найди фразеологический оборот:
D) Родиться в рубашке.
4. Укажите числительное с мягким знаком на конце
E) 15 этажей
5. Числительное является количественным:
B) Восемь
6. Укажи ряд с синонимами:
A) Знаменитый, известный
7. Порядковое числительное:
B) Тринадцатый
8. Укажи ряд с синонимами:
B) Большой, огромный.
9. Какое числительное склоняется как существительное 3 склонения
B) 10
10. Какое числительное склоняется как имя прилагательное
B) седьмой
11. Словосочетание является синонимом фразеологического оборота «не терять головы»:
E) быть серьезным
12.Это фразеологизм:
C) Рука об руку.
13. Укажите правильный вариант
В отчете было упоминание о 374 жителях, не диспансеризацию.
B) О трехстах семидесяти четырех.
14.Укажите сложные числительные
D) двадцать пять, тридцать шестой
15. Укажите, как склоняется числительное «четыреста»
C) Изменяются обе части
16. Склонение числительного «один» в сочетании с существительными мужского рода
B) Один, одного, одному ,один, одним, об одном.
17.Укажите фразеологизм
C) на скорую руку
18. Ь пишется в середине числительных
B) в числительных от 50 до 80,от 500 до 900
19. Укажите слова с приставками-антонимами:
A) приехать-уехать
20. Укажите собирательные числительные
D) Девять,четверо
21. Раздел науки о языке ,который изучает фразеологизмы:
C) фразеология
22. Укажите разряд числительного в тысяча девятьсот восьмом году:
B) составное
23. Укажите синтаксическую роль числительного в предложении:
Изложение написали за двадцать минут.
C) Обстоятельство.
24. Числительные, состоящие из двух и более слов
B) Составные.
25. Укажите предложение со сложным числительным
B) Вороны живут до трехсот лет.