Зимой солнце светит ярко, но мало греет. Оно недолго остаётся на небе: дни коротки и холодны. Бывают такие морозы, что птицы замерзают. Зимой вся земля покрыта снегом. Нередки сильные метели, вьюги. Реки и озёра замерзают, так что по льду можно ходить и ездить. Деревья и кусты голы, птиц совсем мало. Зимой люди носят тёплую одежду; катаются на санях, лыжах, коньках, лепят снежную бабу. Весной солнце заметно пригревает, день становится длиннее. Снег и лёд тают; реки и озёра разливаются. В лесу показалась трава, зацвели первые цветы, на деревьях стали распускаться листья.
После весны наступает лето. Лето – самое жаркое время года. В маленьких ручейках и прудах вода начинает высыхать. Лето богато на грибы, ягоды, плоды. Всё в природе растёт и благоухает. В летнюю пору дети не учатся в школе. Они отдыхают, набираются сил к новому учебному году.
Осенью дни становятся всё короче. Дуют холодные ветры, идут дожди, солнца за тучами совсем не видно. Листья на деревьях желтеют и опадают. Перелётные птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края. В школе первого сентября начались занятия, дети прилежно посещают уроки.
Четыре времени года – зима, весна, лето, осень. И каждое по-своему прекрасно. Нет ничего более постоянного, чем смена времён года.
1. Определите основную идею текста 1б
А) Зимой солнце светит ярко, но мало греет
Б) Лето- самое жаркое время года
С) Все четыре времени года по- своему прекрасны
2. В этом предложении есть местоимение: 1б
А) В летнюю пору дети не учатся в школе.
Б) Они отдыхают, набираются сил к новому учебному году.
С) Осенью дуют холодные ветры
3. Найдите в тексте 5-6 возвратных глаголов и запишите их 1б
4. Найдите глагол несовершенного вида: 1б
А) Зимой солнце светит мало
Б) Снег и лёд растаяли
С) Перелетные птицы улетели в тёплые края
5. Составьте план к тексту 2 б
1 а
2 б
3 светит ярко
птицы замерзают
становится длиннее
наступает лето
начинает высыхать
дуют ветры
4 б