Жгучими ветрами. (в. приходько)
14 я нашла из своего класса и стала ждать когда
на школьный двор выйдет директор.
5. обидно ему стало и он сказал пете нечестно чужое
сочинение за своё выдавать (ю. ермолаев)
в я понял что растение почувствовало скорую зиму и со-
бирается спать.
7. сани были пустыми потому что володя уже стоял
в просторных сенях и красными озябшими пальцами развязывал
башлык. (а. чехов)
8. вечером папа принёс из
ar скопати помих (r crneturd)
сарая
доску
распилил
её
синтаксический разбор и схемы расставьте знаки препинания
Вчера мы с мамой ходили гулять в парк. Это было сразу после того, как я пришел из школы. Стоял солнечный, но холодный и ветреный день. В осеннем парке золотая, красная и бордовая листва усыпала дорожки под ногами. Ветер поднимал листья с земли и бросал их нам под ноги. И другим прохожим – тоже. А с деревьев несся настоящий золотистый дождь! Это ветер срывал листву с деревьев, которая еще не успела опасть. Такие вот проделки осеннего его озорника.
Солнышко ярко светило, поэтому в парке было радостно и светло. Я познакомился там с ребятами, и мы вместе носились по дорожкам, прятались между деревьями. Мы раскидывали листья ногами, набирали целые букеты и разбрасывали по ветру. Еще мы валялись в кучах желтой листвы. Она была такая чистая и свежая, что никто не боялся измазаться.
Было весело. Жаль, мамы потом на нас зашикали. Мол, хватит дышать холодным воздухом, что вы горлом простуду ловите. И вправду было холодно, я был в куртке, шарфе и шапочке. После беготни стало жарко, мы спорили с мамой, нужно ли снимать шапку. В итоге пришли к компромиссу. Я сперва снял шапочку, но потом надел снова.
Возвращались мы домой на закате. К тому времени ветер стихал. Чудесный осенний день миновал! Жаль, он оказался коротким, ведь осенью темнота наступает быстро. После школы время прогулки промелькнуло так быстро. А ведь начинался этот день каким-то пасмурным. Утром солнце долго выкарабкивалось из-за осенних туч. А потом распогодилось. Осень, наверное, решила подарить нам хороший день перед своими обязательными дождями. Чтобы мы хорошо отдохнули и не унывали потом.
Урок: Основные образования слов в русском языке
1. Приставочный
При образовании слов приставочным новое слово возникает в результате присоединения приставки к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное.
Приставочным образуются:
1. имена существительные:
к исходному существительному бабушкаприбавляется приставка пра- – получается новое существительное прабабушка;
2. имена прилагательные:
к исходному прилагательному добрыйприбавляется приставка пре- – возникает новое прилагательное предобрый;
3. местоимения:
к исходному местоимению кто прибавляется приставка кое- – получается новое местоимение кое-кто, которое пишется через дефис;
4. глаголы, причем приставка меняет несовершенный вид исходного глагола на совершенный:
К глаголу несовершенного вида читатьприбавляется приставка про- – возникает глагол совершенного вида прочитать;
5. наречия:
к наречию весело прибавляется приставка не- – получается новое наречие невесело.
2. Суффиксальный
Суффиксальный заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс.
Чаще всего суффиксальным образуются:
1. имена существительные
суффикс -ник- получается
Камень + суффикс -щик- получается каменщик
Парашют + суффикс -ист- получается парашютист
Учить + суффикс -тель- получается учитель
Храбрый + суффикс -ость- получается храбрость
Строить + суффикс -ени- получается строение
Стол + суффикс -ик- получается столик
2. имена прилагательные
Забота + суффикс -лив- получается заботливый
Весна + суффикс -н- получается весенний
Гусь + суффикс -ин- получается гусиный
Серый + суффикс -еньк- получается серенький
3. наречия, оканчивающиеся на О:
К имени прилагательному медленныйприбавляется суффикс -о-, возникает наречие медленно
К имени прилагательному бесшумныйприбавляется суффикс -о-, возникает наречие бесшумно
3. Приставочно-суффиксальный
Приставочно-суффиксальный заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
К исходному существительному снег одновременно прибавляются приставка под- и суффикс -ник-, возникает новое существительное подснежник
К исходному существительному горододновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н-, образуется прилагательное загородный
К исходному глаголу бежать одновременно прибавляются приставка раз- и суффикс -ся, получается новый глагол разбежаться
К исходному прилагательному новыйодновременно прибавляются приставка по- и суффикс -ому, возникает наречие по-новому
4. Бессуффиксный
Наиболее трудным из всех образования новых слов в русском языке является бессуффиксный.
Бессуффиксным образуются отглагольные существительные.
Берем начальную форму глагола переходить и отсекаем от нее -ть и -и-, получаем образованное бессуффиксным отглагольное существительное переход.
Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным
Бессуффиксным также образуются имена существительные от имен прилагательных, в которых отбрасывается окончание.
Берем имя прилагательное далекий и отбрасываем от него окончание -ий, получаем образованное бессуффиксным существительное даль.
Тишь, сушь, высь, синь, зелень – эти имена существительные образованы бессуффиксным от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зеленый.
5. Сложение
Сложение как еще один образования новых слов заключается в соединении в одном слове сразу двух слов.
В результате сложения образуются сложные слова, состоящие из двух корней.
Сложением образованы такие слова, как диван-кровать, драмкружок, пароход.
6. Переход одной части речи в другую
В русском языке слова могут образовываться путем перехода одной части речи в другую.
Проанализируем два предложения:
1. В город приехало новое лицо.
2. Я люблю все новое.
В первом предложении слово новое отвечает на вопрос КАКОЕ? (лицо какое? новое) и является именем прилагательным.
Во втором предложении слово новое отвечает на вопрос ЧТО? (люблю что? все новое) и употребляется уже не как прилагательное, а выступает в роли имени существительного.