Зелёную иву увидишь повсюду: в огородах, садах, у проезжих дорог. Немало растёт её по берегам лесных речонок, вдоль ручьёв. Люди по-разному называю иву.
Ещё не зазеленел по-весеннему лес, а уж цветёт, отражаясь в талой воде жёлтыми пушинками, нежная ива. Чуть-чуть пригреет солнце, и уже вьются над цветущими ивами, собирая золотую пыльцу, вылетевшие из ульев пчёлы. Ива – неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать её тонкий ствол и воткнуть даже неглубоко в землю, и она примется, пустит корни, начнёт расти.
В ивовых зарослях с начала весны поселяются соловьи и без устали распевают свои песни. Корни ив защищают от размыва вешней водой плотины, устроенные людьми. Изредка вздрагивая от невзначай набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев.
Как хороша эта ива, свесившаяся вниз над водой, в которой отражаются небо и облака, плывущие вдаль
Произвести морфологический разбор наречия из текста.
Синтаксическая роль
обобщающих слов и однородных членов
(подчеркнуть соответственно)
1. РаННим утром сквозь молочно-голубую тумаННую дымку мутно вИднелось всё вокруг: лес, и скалы, и острОва, и беСкрайние озёра.
(подлежащие — ) ʘ: O, и O, и O, и O
2. Унылое, подавлеННое настроение почему-то прЕследовало её повсюду: в школе и дома, в фотостудии и на тренИровке.
(обстоятельства _._._ ) ʘ: O и O, O и O
3. Меня в этот суББотний вечер ждали друзья: и дома, и в кафе, и в театре.
(обстоятельства _._._) … ═ : и O, и O, и O
4. Мы с классом побывали в нескольких учреждениях культуры нашего города: в театре, в музее, в филармонии.
(обстоятельства _._._) ʘ: O, O, O
5. РОскошное убранство комнАт, костюм хозяйки, портреты на стенах – нИчто нЕ укрылось от наблюдатЕльного гостя.
(подлежащие — ) O, O, O – ʘ
6. Море, порт, город – всё превратилось в порывистую от ветра тьму.
(подлежащие — ) O, O, O – ʘ
7. На всём: на цветах, на траве и на листьях – блЕстела и дрОжала утреННяя зАря.
(дополнения _ _ _ ) ʘ: O, O и O – …
8. У входа в школу нас встретИли: учитель, клаССный руководитель и директор.
(подлежащие —) … ═ : O, O и O
1) Особенности жанра произведения. Произведение Ю.П. Казакова относится к жанру рассказа.
2) Тематика и проблематика рассказа. Проблема - вопрос, поставленный автором на страницах художественного произведения. Проблематика — совокупность проблем, рассматриваемых в художественном произведении.
- Какие проблемы затрагивает Ю.П. Казаков в своём рассказе «Тихое утро»? (совести, долга, любви к ближнему, любви к природе и др.) Поясните свою мысль.
- Как писатель пытается решить проблему взаимоотношений мальчиков между собой? (писатель приготовил своим героям тяжёлое испытание)
3) Особенности сюжета произведения. Описание произошедших с мальчиками событий разворачивается на фоне природы.
- Как начинает свой рассказ «Тихое угро» Ю.П. Казаков? (с описания раннего утра и тумана, практически полностью покрывшего деревню)
4) Характеристика героев рассказа. В рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» выведены в образах главных героев два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка.
Образ Яшки. Яшка — типичный житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки. Портрет героя примечателен: старые штаны и рубаха, босые ноги, испачканные пальцы. Мальчик презрительно отнёсся к вопросу городского Володи: «А не рано?» Яшка, видя, что его напарник тонет, принимает единственно верное решение: бросается в холодную воду Володю: «Чувствуя, что сейчас задохнется, Яшка рванулся к Володе, схватил его за рубашку, зажмурился, торопливо дёрнул тело Володи вверх... Не выпуская Володиной рубашки, он стал подталкивать его к берегу. Плыть было тяжело. Почувствовав дно под ногами, Яшка положил Володю грудью на берег, лицом в траву, тяжело вылез сам и вытащил Володю». Слёзы Яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал герой. Видя улыбку Володи, Яшка «заревел, заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слёз, плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что всё хорошо кончилось...»
- Кем ощущает себя Яшка, собираясь рано угром на рыбалку? (взрослым человеком, настоящим специалистом в рыболовном деле)
- Почему Яшка разозлился на Володю? (Володя, не привыкший вставать так рано в городе, ещё полностью не может разделить всех восторгов Яшки)
- Как ведут себя мальчики, отправляясь на рыбалку? (Яшка считает себя специалистом в рыбной ловле, поэтому он перед Володей задирает нос.) Кто новый приятель Яшки, которому он собирается показать настоящую рыбалку? (Володя — приезжий из Москвы)
- Какими своими знаниями о природе, об окружающем мире поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей? (Яшка рассказал, что громкий треск в поле означает звук тракгора, что у них в реке водится всякая рыба; определил голоса птиц; объяснил, как поймать дрозда)
- Как ведуг себя мальчики на рыбалке? (все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой, он хочет показать себя настоящим знатоком рыбного дела; Володя же неуклюж, потерял равновесие и упал в воду)
- Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет? (сначала страх, но потом, преодолев свой страх, Яшка прыгнул в воду, затем ужас, что Володя его утопит; потом вновь желание Володю)
- Перечитайте выразительно отрывок понять чувства Яшки после Володи. Какие чувства испытывает в этот момент Яшка? (чувство страха за жизнь Володи, чувство жалости и сострадания, которые рождают любовь к ближнему)
Образ Володи. Городской мальчик _ полная противоположность Яшки: собрался на рыбалку в ботинках. Ребята поссорились из-за пустяка, поэтому сердятся друг на друга. Но Володя имеет более мягкий и уступчивый характер, поэтому не задаёт лишних вопросов, боясь ещё больше рассердить Яшку. Постепенно благодаря полному восторгу Володи от ранней утренней прогулки напряжение между мальчиками спадает, они начинают вести бойкий разговор о рыбалке. Яшка с готовностью рассказывает об особенностях клёва на заре, о рыбе, которая водится в здешних водоёмах, объясняет услышанные в лесу звуки, говорит о реке. Будущая рыбалка сближает мальчиков. Природа как бы созвучна настроению героев: она притягивает своей красотой. Володя, как и Яшка, начинает чувствовать природу, мрачный омут реки путает своей глубиной. Через некоторое время Володя упал в воду.