ЗАРАНЕЕ Найдите слово, в котором ударение падает на последний слог:
А. ходатайство;
Б. углубить;
В. средства;
Г. обеспечение.
2. Соотнесите словосочетания и связи:
1)глубокая река а) примыкание
2) добиться победы б) согласование
3) поехал отдыхать в) управление
А. 1а, 2б, 3в;
Б. 1в, 2б, 3а;
В. 1в, 2а, 3б;
Г. 1б, 2в, 3а.
3. Определите средство речевой выразительности: И сыплет листья лес, Как деньги медные край чудес! Но мы не бедные...
А. метафора;
Б. анафора;
В. сравнение;
Г. антитеза.
4. Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв:
А. песчаный;
Б. человек;
В. деревья;
Г. якорь.
5. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне:
А. памятник;
Б. шоколад;
В. демонстрация;
Г. коснуться.
6. Найдите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется мягкий знак:
А. скрипуч…, реч… ка, испеч…;
Б. наотмаш…, пустош…, намаж… те;
В. кирпич…, сторож…, привлеч…;
Г. слышиш…, невтерпёж…, реж… те.
7. Определите, каким членом предложения является местоимение, выделенное жирным курсивом:
Сам в своём деле никто не судья.
А. сказуемым;
Б. определением;
В. подлежащим;
Г. обстоятельством.
8. Укажите словосочетание, в котором есть приставка НИ:
А. (н..) кому не говорил;
Б. (н..) с кем пообщаться;
В. (н...) во что не верю;
Г. (н..) кого с Выберите слово, в котором на месте пропуска пишется НН:
А. ю.. ый натуралист;
Б. глиня.. ый кувшин;
В. соломе.. ая шляпка;
Г. жаре.. ая рыба.
10. Укажите производный предлог:
А. из-под;
Б. над;
В. через;
Г. насчёт.
11. Выберите двусоставное предложение.
А. Постепенно близится рассвет.
Б. Тишина.
В. Подходим к горному ущелью.
Г. Уходим завтра в море.
12. Укажите цифры, на месте которых нужно поставить запятые: Иногда на черёмуху (1) воровато оглядываясь по сторонам (2) садится галка (3) но (4) заслышав стук моей машинки (5) или увидев меня в окне (6) моментально снимается с ветки. А. 1, 3, 5;
Б. 1, 2, 3, 4, 6;
В. 4, 5, 6;
Г. 1, 2, 3, 4, 5, 6.
13. Соотнесите односоставные предложения и их виды.
1)Скорее бы лесной пожар потушили. а) определённо-личное
2) Пахнет дождём. б) неопределённо-личное
3) Северный ветер. в) безличное
4) Жду от тебя посылки. г) назывное
А. 1б, 2в, 3г, 4а;
Б. 1а, 2б, 3в, 4г;
В. 1г, 2а, 3б, 4в;
Г. 1в, 2г, 3а, 4б.
14. Определите тип сказуемого в предложении: Татьяна Александровна вернулась из театра радостная.
А глагольное сказуемое;
Б. составное глагольное сказуемое;
В. составное именное сказуемое;
Г. в этом предложении нет сказуемого.
15. Выберите предложение с обращением.
А. Чуть дрожат, качаясь, сосны.
Б. Десятки глаз смотрели в лицо Павла серьёзно, вдумчиво.
В. К нашему несчастью, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.
Г. Я вас совсем не понимаю, Ермолай Алексееви
Объяснение:
Впервые о Абай Кунанбаеве я узнала на уроках литературы в начальных классах, но нужно отметить, что заучивая его стихотворения, я не вникала в их смысл.Уже в пятом классе прочитав, его слова назидания, я стала понимать насколько актуальны его слова по сей день. К примеру в его стихотворении: «Әсемпаз болма әрнеге...», что означает: «Если ты талантлив, гордись,и надежным лишь кирпичом в стену, строящуюся ложись. Убегающий - видит путь, догоняющий - вслед спешит. Воля с разумом их ведут. Справедливость - вот свет души. Такой перевод я нашла в различных источниках, хотя литературный перевод не так легко перевести. Эти слова я нахожу современными, так как такие человеческие качества как: Ум, мудрость, справедливость, хваставство, жадность, сплетни, есть и сейчас, почему же люди стремятся к добру, делая неправильные поступки? Ведь все люди,хотят доброго к себе отношения, а поступают не по доброму. Читая, его мудрые слова, я сделала вывод, что люди, совершая и проявляя отрицательные черты характера, все равно приходят к добру, так как доброта-это гармония природы. Еще мне нравится его стихотворение «Лето». Он описывает жизнь степи в летнее время года. Здесь природа существует не сама по себе, а тесно связано с человеком и его бытом. Можно наблюдать за тем, как резвятся жеребята, молодые женщины ловко ставят юрту, как летят гуси и утки, старики в тени навеса пьют чай и ведут беседу между собой. Очень красиво дано описание жайляу.
Прочитав это стихотворение, мне самой захотелось побыть на жайляу, подышать свежим воздухом, попить ароматный чай, пахнущий дымком. И почувствовать себя самым счастливым человеком.
ответ:Над пенящимся морем кружили (ск) и кричали (ск) чайки (под) Соединяет однор. сказ.
2. Постепенно глаза (под) привыкли (ск) к полумраку, и я (под) увидел (ск) огромный зал. Соединяет части ССП.
3. Деревья (под) только-только сбросили (ск) одеяние, и (соед. части ССП) листья (под) падали (ск) бесшумно и (однородные обст.) плавно.
4. Я (под) делаю (ск) еще шаг и погружаюсь (ск.) в зеленое мерцанье волны. Соед. однород. ск.
5. Ослепительной змейкой блеснула (ск.) молния (под), и над самой головой оглушительными раскатами прокатился (ск.) гром (подл.). Соедин. части ССП.
6. У лосенка погибла (ск) мать (под), и он (под) вырос (ск)в сторожке лесника. Соед. части ССП.
7. Бормотали (ск) под корнями ручьи (подл.), и на дне оврага блестели (ск.) маленькие озера (подл.). Соед. части ССп.
8. Дороги (под) уходят (ск) вдаль и исчезают (ск) в темноте больших глубин. Соед. однор. ск.
9. Вблизи что-то (подл.) зашумело (ск.), и первые тяжелые капли (подл.) дождя упали (ск.) на землю Соед. части ССП.
Объяснение: