Запятая, точка с запятой Двоеточие Тире
1. [ ], [ ] = и -
перечисление.
Тучи разошлись, выглянуло
солнце
1.[ ]: [ ] – причина.
Осень и зиму Павел не
любил: они приносили ему
много страданий.
1.[ ] – [ ]
– противопоставление,
сопоставление.
Политики ищут шанс –
предприниматели его
находят.
; 1.[ ]; [ ]; [ ] - части БСП
далеки по смыслу.
Статные осины высоко
лепечут над вами; длинные,
висячие ветки берёз едва
шевелятся; могучий дуб стоит
подле красивой берёзы.
2.[ ] : [ ] – пояснение = а
именно, то есть.
У собак есть рыцарское
правило: собаку на привязи
или лежачую не трогают
2.[ ] – [ ] – время,
условие = когда…то,
если…то.
Солнце дымное встаёт –
будет день горячий.
2. [ ]; [ ] – внутри частей
БСП есть запятые.
Небо покрыто было тучами;
ветер, усиливаясь, разгонял
их.
3.[ ]: [ ] – дополнение = что.
Глядя на окна, трудно
понять: светит ещё луна или
нет.
3.[ ] – [ ] - быстрая
смена событий.
На полном бегу набок
салазки – Саша в снегу.
4.[ ] – [ ] – сравнение =
словно, будто.
Молвит слово – соловей
поёт.
Задание. Спишите предложения в рабочую тетрадь. Пользуясь таблицей, поставьте знаки препинания,
постройте схемы предложений.
1. Луна сияла июльская ночь была тиха.
2. Вдруг всё потемнело набежала на солнце туча.
3. Лето припасает зима поедает.
4. Утро было чудесным умытый лес улыбался пели птицы.
5. Посеешь ветер пожнёшь бурю.
6. Дети стали большими им надо учиться.
7. В морозном воздухе тихо точно зачарованный стоит бор облитый радужным светом уже
полинявшего солнца.
8. Учись мой сын наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.
9. Зима без снега лето без хлеба.
10. Облако пройдёт озеро заблестит нивы обольются золотом.
11. Сумерки были короткие как-то скоро спустилась ночная мгла.
12. Оглядываюсь и замираю в трёх метрах от меня стоит огромный медведь.
13. Учёного учить только портить.
14. Хочешь человека узнать дай ему власть.
15. Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.
16. Нынче жарко парит на дворе тепло.
17. Игнат спустил курок ружьё дало осечку.
Куры(множ.число,И.п.) влезли на стол(муж.род,В.п.) в саду(муж.род.П.п.).
Они стали склевывать из тарелок(множ.число,Р.п.) кашу(жен.род,В.п.).
Кот(муж.род,И.п.) прокрался к курам(множ.число,Д.п.) и с победным криком(муж.род.,Т.п.) прыгнул на стол(муж.род,В.п.).
Куры(множ.число,И.п.) с писком(муж.род,Т.п.) взлетели и бросились удирать из сада(муж.род,Р.п.).
Впереди мчался петух(муж.род,И.п.).
За ним нёсся кот(муж.род,И.п.).
Передней лапой(жен.род,Т.п.) он бил петуха(муж.род,В.п.) по спине(жен.род,Д.п.).
От петуха(муж.род,Р.п.) летели пыль(жен.род,И.п.) и пух(муж.род,И.п.).
С тех пор куры(множ.число,И.п.) опасались воровать.
А кот(муж.род.И.п.) ходил по дому(муж.род,Д.п.) и саду(муж.род,Д.п.), как хозяин(муж.род,И.п.) и сторож(муж.род.И.п.).
Мой дедушка родился во время войны, когда взрывались фашистские снаряды и бомбы, разрушаягорода и села нашей великой страны. О своем голодном, послевоенном детстве дедушка помнит до сих пор и учит меня бережно, с особым уважением, относиться к хлебу, который для детей его поколения был редким лакомством.
Любовь к земле осталась у моего дедушки на всю жизнь. И хотя он выбрал профессию военного, свободное время всегда посвящал работе на дачном участке, выращивая неплохие урожаи овощей и фруктов. Когда мой дедушка вышел на пенсию, я с удовольствием возился вместе с ним с рассадой, прополкой и обрезанием деревьев, потому что хотел быть во всем похожим на него.
Дедушка часто рассказывал мне о далеких местах своей службы, и каждый год водил на военные парады 9 Мая в День Победы. Он надевал свою форму артиллериста и, торжественно прижимая к груди снятую фуражку, еле сдерживая слезы, скорбно стоял у могилы неизвестного солдата. Я заглядывал ему в глаза и видел в них отблески отгоревших пожарищ войны, смешанных с болью незаживающих ран.
С моим любимым дедушкой мне всегда и везде было интересно. Он со знанием дела отвечал на любые мои вопросы и научил меня любить книгу – источник знаний. Мы часто бродили по лесу в поисках дикой малины и грибов, а иногда просто любовались осенним листопадом или хрустальной сказкой зимы. Даже дома, когда за окном бушевала непогода, нам с дедушкой было чем заняться. Мы своими руками готовили для родных и друзей незатейливые поделки из каштанов, желудей и еловых шишек, превращая их в любимых героев детских сказок.
Мой дедушка всегда был сдержан и спокоен, поэтому все вокруг прислушивались к его мнению и относились с почтением. Я расту и впитываю дедушкину науку, чтобы быть достойным внуком и приемником семейных традиций.