Запишите предложения. Выделите грамматические основы. Запишите, на какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное предложение и с чего присоединяется к главному. Образец:
[Арсеньева поразило ( что?)] , (насколько точно запомнил я путешествие двадцатилетней давности). [ ],(насколько ).
1.Эти люди знали ( ), как не любят Лермонтова при дворе.
2. Приятно было смотреть ( ), какие они загорелые, независимые.
3. Уверен ( ), что он справится с заданием.
4. Известно ( ) что слоны в диковинку у нас.
5. Что волки жадны всякий знает ( ).
6. Сколько он так просидел трудно сказать ( ).
7. Он поинтересовался ( ) крепка ли наша дружба.
Задание 2. Распределительный цифровой диктант
Цель: отработать навык различения придаточных определительных и изъяснительных с одинаковыми средствами связи.
Задание: прочитать предложения, определить тип придаточного и распределить номера предложений в 2 столбика: СПП с придаточным определительными, местоименно-определительными и СПП с придаточными изъяснительными.Средства связи одинаковые, по ним нельзя определять вид придаточного,ТОЛЬКО ПО ВОПРОСУ. К придаточному определительному задаём вопрос от сущ., а к изЪяснительному от глагола, причастия, деепричастия.
На обрыве, что возвышался сзади, в светлом небе, чернела одинокая скамья. (И. Бунин)
Казалось, что город устал от зимы. (Д. Гранин)
Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.
Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не услышишь даже в кругу друзей.
По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени. (М. Пришвин)
В бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка. (В. Короленко)
Узнайте когда прибывает поезд из Самары.
Следователь догадался, где может скрываться преступник.
Я уже знаю, кто будет сегодня петь.
Кто сеет да веет, тот не обеднеет. (Пословица).
Вывод:
В СПП с придаточными определительными придаточное отвечает на вопрос какой?, выполняет функцию определения; в СПП с придаточными изъяснительными придаточное отвечает на падежный вопрос и относится к словам со значением речи, мысли, чувства.
Ключ-проверьте себя
I столбик: № 1, 3, 4, 6, 10.
II столбик: № 2, 5, 7, 8, 9.
Задание 3. Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
1. Вскоре после создания памятника Пушкину А.М. Опекушин пр..ступает к другой крупной работе к памятнику Лермонтову. 2. Реше..но было что он будет стоять в Пятигорске. 3.Это поставило перед в..ятелем сл..жнейшую задачу соч..тания скульптуры с окружающей природой Кавказа. 4. Мастер стремился к тому что (бы) пейзаж.. был не только дек..рацией но и дополнял характеристику скульптурного облика.
Задания к тексту:
а) Произведите полный синтаксический разбор предложения .
Решено было, что он будет стоять в Пятигорске.
Задание 4:переделайте предложения с ПР в СПП с придаточным изъяснительным.
Аристотель писал Ясность главное достоинство речи.
Чехов настаивал Язык должен быть прост и изящен.
Объяснение:
Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества.
В художественных произведениях, и главным образом в поэзии, используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи.
Особым образом организованная поэтическая речь получает яркую эмоционально-экспрессивную окраску. В этом – одна из причин того, почему содержание стихов не допускает «пересказа в прозе».
Звукопись - прием усиления изобразительности текста с повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков.
Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту своеобразную симметрию.
Например:
Я мечтою ловил уходящие тени,
уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали рисовались,
Вкруг меня раздавались от Небес до Земли.
(Бальмонт)
Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую роль.
Главным усиления фонетической выразительности художественной речи является звуковая инструментовка — стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания.
Например:
Пирует Петр. И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.