СЕМЬ РАЗ ПРИ МЕРЬ - ОДИН ОТРЕЖЬ. Сначала тщатель¬но продумай предстоящее, подготовься к нему, а затем принимай¬ся за его осуществление. Говорится как совет быть дальновидным, предусмотрительным или как объяснение долгой подготовки к че¬му-л. Ш * К счастью, не все в этой жизни такие слабаки и задохлики: базовая жена Корнелия вступила в решающую схватку с очеред¬ной соперницей. Она присмотрелась как следует к своим картам, три раза взвесила, семь раз отмерила, и, вызмеив губки, грохнула по столу козырным тузом. (М. Палей. Кабирия с Обводного канала) . Болею и не могу выздороветь. Потому что допустил в жизни кое-что.. . И никак не разберусь. И продолжаю допускать. <...> Каж¬дый поступок, малейшее движение оставляют след. Семь раз от¬мерь — не зря сказано. (В. Дудинцев. Белые одежды) . Сухостой Се¬мен Иванович покупает загодя, на корню, но он «единоличник» , и дают ему не участки, а отдельные стволы, да еще с условием, чтоб валил гладко, не тронув других деревьев. Это всегда задача, и Се¬мен Иванович решает ее, задрав голову. Долго прицеливается, при¬кидывает, семь раз отмеряет, чтобы, не дай Бог, не отобрали пору¬бочный билет. (Б. Васильев. Капля за каплей) .
творчество н. а. некрасова наполнено горячей любовью к народу. поэт страдал, видя бедственное положение крестьянства. он не мог понять, почему талантливый, трудолюбивый, остроумный народ смиренно терпит угнетение и не пытается отстаивать свои права. с особой силой грустные раздумья некрасова отразились в поэме “кому на руси жить хорошо”. в этом произведение вера в народ переплетается с болью при виде его безотрадной жизни.
поэма была задумана как “крестьянская эпопея”. ее героями стали простые мужики. некрасов с надеждой смотрит на семерых правдоискателей, пожелавших разгадать тайну счастья и отправившихся в нелегкий путь. перед нами проходит целая вереница характеров. у каждого из них своя , но все вместе они составляют собирательный образ народа. рисуя обобщенный портрет, поэт стремится сохранить в нем индивидуальные черты таких разных и неповторимых людей. мы видим и массовые народные сцены, и судьбы отдельных героев. часто некрасов приводит читателей туда, где собирается большое количество людей. в одной из глав мы попадаем на сельскую ярмарку, любимый крестьянский праздник. здесь весело, “горласто”, “хмельно”. но картина праздника не мешает поэту прийти к неутешительному выводу о том, что счастье мужиков “горбатое с мозолями, дырявое с заплатами”.
некрасов не идеализирует крестьян. среди них есть те, кто довольствуется и даже гордится положением раба. к “людям холопского звания” автор беспощаден. “сущими псами” он называет мужика, кичашегося господской болезнью подагрой, ипата, раба утятина, якова верного, “холопа примерного”. такие люди давно утратили чувство человеческого достоинства, а вместе с этим и народную гордость.
им некрасов противопоставляет “народных заступников”. первым появляется яким нагой. это мужик-философ, он проводит глубокий анализ положения народа. в его уста поэт вкладывает рассказ о бесправии и зависимости крестьянина от его “дольщиков” — “бога, царя и господина”. яким нагой сам живет горьким бедняком, но у него романтическая душа. из горящего дома он выносит не заработанные тяжким трудом деньги, а “картиночки”.
если яким нагой заступается за народ словом, то ермила гирин, будучи старостой, старается защищать интересы мужиков. ему присущи народный ум и неподкупная честность. гирин пользуется уважением среди крестьян. доверие он заслужил справедливостью и добротой. этот человек тяжело переживает свей единственный проступок перед обществом — попытку оградить брата от рекрутчины за счет другого крестьянина. свою вину гирин искупает всенародным покаянием. не все нам известно о дальнейшей судьбе героя, но нетрудно догадаться, что готовность пожертвовать своим благополучием ради доверившихся ему людей может гирина в острог.
воплощением могучих сил народа становится савелий. его поэт называет богатырем, возвращая нас к древним былинам. савелия и его единомышленников открывает читателям исконную мечту народа о свободе и праве распоряжаться своего нелегкого, но славного труда. в этом герое воплощено стихийное начало. поэт показывает, что терпение народа не может быть вечным, наступит момент, когда мужики жестоко и беспощадно отомстят своим притеснителям. последствия бунта могут стать необратимыми. рассказывая о расправе с немцем фогелем, автор , что борьба с угнетением может обернуться кровавой драмой для всей россии.
с любовью описывает некрасов и внучку савелия — матрену корчагину. крестьянка прожила трудную жизнь и состарилась к тридцати восьми . героиня уверена, что “ключи от счастья потеряны у бога самого”. но она сопротивляется несчастьям и борется с несправедливостью: спасла мужа от рекрутчины, не побоявшись обратиться к губернаторше, подставила свою спину под плеть, чтобы оградить от побоев сына федотку. матрена тимофеевна соединила в себе мужскую силу характера и нежную женскую душу.
такие герои, как яким нагой, ермила гирин, савелий, матрена, семеро правдоискателей, вселяют в поэта уверенность, что бесправие народа будет недолгим, что “рать поднимается неисчислимая, сила в ней слышится несокрушимая”. будущее россии поэт связывает с освобождением крестьянства. гриша добросклонов, один из немногих счастливых в поэме, знает, что в любых испытаниях нужно сохранить “золото, золото, сердце народное” — залог великого возрождения родины.
русь у некрасова одновременно “и убогая, и обильная, и могучая, и бессильная”. такой же двойственной будут видеть ее есенин и блок. такой же противоречивой остается россия и сейчас. но в самые тяжелые времена спасает надежда на то, что загадочную душу, золотое народное сердце погубить невозможно.
творчество н. а. некрасова наполнено горячей любовью к народу. поэт страдал, видя бедственное положение крестьянства. он не мог понять, почему талантливый, трудолюбивый, остроумный народ смиренно терпит угнетение и не пытается отстаивать свои права. с особой силой грустные раздумья некрасова отразились в поэме “кому на руси жить хорошо”. в этом произведение вера в народ переплетается с болью при виде его безотрадной жизни.
поэма была задумана как “крестьянская эпопея”. ее героями стали простые мужики. некрасов с надеждой смотрит на семерых правдоискателей, пожелавших разгадать тайну счастья и отправившихся в нелегкий путь. перед нами проходит целая вереница характеров. у каждого из них своя , но все вместе они составляют собирательный образ народа. рисуя обобщенный портрет, поэт стремится сохранить в нем индивидуальные черты таких разных и неповторимых людей. мы видим и массовые народные сцены, и судьбы отдельных героев. часто некрасов приводит читателей туда, где собирается большое количество людей. в одной из глав мы попадаем на сельскую ярмарку, любимый крестьянский праздник. здесь весело, “горласто”, “хмельно”. но картина праздника не мешает поэту прийти к неутешительному выводу о том, что счастье мужиков “горбатое с мозолями, дырявое с заплатами”.
некрасов не идеализирует крестьян. среди них есть те, кто довольствуется и даже гордится положением раба. к “людям холопского звания” автор беспощаден. “сущими псами” он называет мужика, кичашегося господской болезнью подагрой, ипата, раба утятина, якова верного, “холопа примерного”. такие люди давно утратили чувство человеческого достоинства, а вместе с этим и народную гордость.
им некрасов противопоставляет “народных заступников”. первым появляется яким нагой. это мужик-философ, он проводит глубокий анализ положения народа. в его уста поэт вкладывает рассказ о бесправии и зависимости крестьянина от его “дольщиков” — “бога, царя и господина”. яким нагой сам живет горьким бедняком, но у него романтическая душа. из горящего дома он выносит не заработанные тяжким трудом деньги, а “картиночки”.
если яким нагой заступается за народ словом, то ермила гирин, будучи старостой, старается защищать интересы мужиков. ему присущи народный ум и неподкупная честность. гирин пользуется уважением среди крестьян. доверие он заслужил справедливостью и добротой. этот человек тяжело переживает свей единственный проступок перед обществом — попытку оградить брата от рекрутчины за счет другого крестьянина. свою вину гирин искупает всенародным покаянием. не все нам известно о дальнейшей судьбе героя, но нетрудно догадаться, что готовность пожертвовать своим благополучием ради доверившихся ему людей может гирина в острог.
воплощением могучих сил народа становится савелий. его поэт называет богатырем, возвращая нас к древним былинам. савелия и его единомышленников открывает читателям исконную мечту народа о свободе и праве распоряжаться своего нелегкого, но славного труда. в этом герое воплощено стихийное начало. поэт показывает, что терпение народа не может быть вечным, наступит момент, когда мужики жестоко и беспощадно отомстят своим притеснителям. последствия бунта могут стать необратимыми. рассказывая о расправе с немцем фогелем, автор , что борьба с угнетением может обернуться кровавой драмой для всей россии.
с любовью описывает некрасов и внучку савелия — матрену корчагину. крестьянка прожила трудную жизнь и состарилась к тридцати восьми . героиня уверена, что “ключи от счастья потеряны у бога самого”. но она сопротивляется несчастьям и борется с несправедливостью: спасла мужа от рекрутчины, не побоявшись обратиться к губернаторше, подставила свою спину под плеть, чтобы оградить от побоев сына федотку. матрена тимофеевна соединила в себе мужскую силу характера и нежную женскую душу.
такие герои, как яким нагой, ермила гирин, савелий, матрена, семеро правдоискателей, вселяют в поэта уверенность, что бесправие народа будет недолгим, что “рать поднимается неисчислимая, сила в ней слышится несокрушимая”. будущее россии поэт связывает с освобождением крестьянства. гриша добросклонов, один из немногих счастливых в поэме, знает, что в любых испытаниях нужно сохранить “золото, золото, сердце народное” — залог великого возрождения родины.
русь у некрасова одновременно “и убогая, и обильная, и могучая, и бессильная”. такой же двойственной будут видеть ее есенин и блок. такой же противоречивой остается россия и сейчас. но в самые тяжелые времена спасает надежда на то, что загадочную душу, золотое народное сердце погубить невозможно.