Задания для первого этапа олимпиады по русскому языку
Так кто кого приручил?
Долгое время сч_талось что человек начал пр_ручать волка около 14 000 лет назад. Эту дату подтв_рждали арх_ологические н_ходки. Верный друг человека на охоте и охр_нял от хищных зверей и иноплеме(н, нн)иков.
Однако в последнее время г_нетики все чаще сомн_ваю(тся, ться) в указа(н, нн)ой дате. Большой интерес вызвало г_нетическое и(с, сс)ледование которое провели з_ологи К_лифорнийского ун_верситета ср_внив ДНК волков ш_калов койотов и собак различных пород. Однозначно было доказа(н, нн)о что все собаки происход_т от волка.
Еще уд_вительнее был другой результат. Ок_залось что отн_шения человека и волка начались более ста тысяч лет назад. Име(н, нн)о тогда и по_вился Homo sapiens. Тогда по мнению ученых волк и пр_вр_тился в собаку. Внешне он вряд(ли) изм_нился. Име(н, нн)о этим можно об_яснить (по)чему арх_ологи (не, ни)находят кости собак относящ_еся к той д_лекой эпохе.
Постепе(н, нн)о человек перешел к оседлому обр_зу жизни и изм_нились треб_вания к ч_твероногому В нем перестали вид_ть лишь охотника. Вот тогда(то) и начал меняться обл_к волка-собаки. Прежде люди отб_рали в основном щ_нков которые были наделе(н, нн)ы волч(?)ей статью. Они лучше всего годились для охоты за диким звер(?)ем тогда как ж_вотные слабые ни_корослые быстро гибли на охоте.
По мнению других б_ологов еще (не, ни)ясно даже кто кого пр_ручил. Сто тысяч(?) лет назад человеку еще (не, ни)хв_тило бы ума уд_ржать возле себя такого смышле(н, нн)ого зверя как волк.
Волк (не, ни)стал к_нкурентом человека. (На)оборот волк и человек начали загонять добычу (в)месте а потом делить ее. Так обр_зовался уд_вительный симбиоз двух ловких и хитрых охотн_ков. (По А. Лазареву)
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. ( )
Определите тему, основную мысль, тип, стиль. ( )
Определите средства связи между абзацами. ( )
Выпишите изобразительные средства из текста. ( )
Объясните заглавие текста. ( )
Проведите языковой анализ текста: ( )
Дайте орфоэпический комментарий к выделенным словам. ( )
Найдите в тексте сложные слова, разберите их по составу и объясните, как они образованы. ( )
Проведите морфемный разбор одного причастия и одного деепричастия. ( )
Составьте схему СПП с определением вида придаточного предложения. ( )
А) причастия - главные слова:
родившая, вскормившая, воспитавшая нас
уцелевших от бури
заглядевшихся в воды
Б) причастия - зависимые слова (главные сущ-ные - подчёркнуты):
дрожащие огни
мать, родившая, вскормившая, воспитавшая.
уцелевших колокольчиков
замерз шие, но сохранившиеся листья
желтеЮщая нива
в преобразившейся природе
бодрящей свежести
заглядевшихся тополей
Причастные обороты подчёркнуты и выделены курсивом, главные для них слова выделены жирным шрифтом
2. Природа - это мать, родившая, вскормившая, /воспитавшая нас/, и поэтому относиться к ней нужно, как к своей матери. - 2 одиночных причастия и причастный оборот
3. Утром на поле увидел несколько /уцелевших от бури/ голубых колокольчиков . - причастный оборот
7. Мотыльки - над травой и в ветвях тополей, /заглядевшихся в воды/. - причастный оборот
1. Люблю встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, дрожащие огни печальных деревень. - это одиночное причастие
4. Большое удовольствие доставляют мне замерз шие, но сохранившиеся листья на иве. - 2 одиночных причастия
5. Когда волнуется желтеЮщая нива и свежий лес шумит при звуке ветерка... - это одиночное причастие
6. Всё живо, всё ярко в преобразившейся природе, все полно бодрящей свежести. - 2 одиночных причастия
Объяснение:
Язык это продукт общественной деятельности это отличительная особенность общества.
А зачем нужна грамотная речь?
Для чего нужна человеку членораздельная речь?
Во-первых, для того чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности то есть грамотная речь нужна как средство общения.
Во-вторых, грамотная речь нужна, для того чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики.
Когда Архимед открыл свой закон, то первое что он при этом сделал, сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль, так что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам далеким потомкам.
Когда мы учимся в школе, мы усваиваем достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.
Наконец, в-третьих, грамотная речь нужна, для того чтобы человек мог с её выразить свои мысли, чувства, эмоции.
Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания.
И все это благодаря грамматике.
Без грамотной речи не было бы самого человека, потому что все то, что есть в ней человеческого связано с языком выражается в языке и закрепляется в языке.
Объяснение: