Задания 5. Орфографический анализ
Задание 5 № 13
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) РАСТРУБИТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) ОДОБРЕНА (заявка) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
3) ПРИКОСНОВЕНИЕ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) (дорога вдоль) ДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) (заговорил) ПО-РУССКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при приставки ПО- и суффикса -И.
Задание 5 № 14
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ЗДРАВСТВУЙТЕ — Приставка неизменяемая.
2) КУРИНЫЙ (суп) — в суффиксе -ИН- отымённых прилагательных пишется одна -Н-.
3) ГОРЕТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.
4) (стало) НЕВТЕРПЁЖ — на конце наречий после шипящего буква Ь не пишется.
5) (подойти к) КОМУ-ЛИБО — неопределённое местоимение пишется через дефис, потому что с суффиксом -ЛИБО- слова пишутся через дефис.
Задание 5 № 15
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) НЕДОСМОТРЕЛ (вовремя задание) — НЕ с глаголом пишется слитно, потому что слово без НЕ не употребляется.
2) ЛИМОННЫЙ (вкус) — в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, с суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.
3) ПРИЛОЖИТЬ (старание) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения.
4) (шарф) ЛИНЮЧ — на конце кратких прилагательных после шипящего буква Ь не пишется.
5) (смотреть) ИСКОСА — на конце наречий пишется суффикс -А-.
Тезис: Попробуем доказать справедливость этого высказывания на примере текста Железникова,, предложенного нам . В нем рассказывается о том, как одноклассники судят своего товарища-предателя. Класс возмущен. Поэтому мы видим , что эмоциональная и экспрессивная лексика используется говорящими.
Аргумент: Например , когда ребята говорят с Сомовым , Лохматый не выбирает выражения , он советует Лене : "Садани его по роже!". Однозначно можно сказать , что Сомов не нравится говорящему , поэтому он вместо нейтрального слова "лицо" использует эмоциональное "рожа", и это очень кратко,лаконично дает ему возможность выразить отношение к Сомову
.Аргумент: Эмоции присущи всем участникам диалога. Например, Шмакова говорит Ленке: "Вот дурочка!", - не понимая, почему Ленка не хочет мстить Сомову. И здесь мы видим, как экспрессивная лексика говорящему.
Вывод: Таким образом, можно согласиться с лингвистом Розенталем , что "экспрессивная лексика очень кратко говорящему выразить свое отношение к собеседнику".
Выделенные слова не пиши .Я дала для понимания композиции сочинения - рассуждения .
Выделите прилагательные в форме сравнительной степени и прилагательные в превосходной степени. Выделите аффиксы прилагательных.
Прилагательный в превосходной степени (суффиксы выделены большими буквами).
Неба чистЕЙШего просинь свозила в вершинах берёз.
ЧистЕЙШего снега, белЕЙШего снега зима отряхнула на рощу с разбега.
И пухом легчАЙШим на солнце блистая, пустила гулять по лесам горностая (М. Дудин).
Прилагательный в сравнительной степени (суффиксы выделены большими буквами).
Добрые слова лучШЕ всякого пирога (пословица).
Признавайся, всех я крашЕ. Обойди все царство наше, хоть весь мир, мне равной нет. (А. Пушкин)
Человек твёржЕ камня, нежнЕЕ цветка. (пословица)
Ничего дорожЕ хлеба нету на земле. (В. Орлов)