Задание1. Прочитайте текст. Какое сравнение составляет его основу? Для чего журналист создал такое сравнение, к чему он призывает нас, читателей? Текст: Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их — это то, чем мы дела, молчаливо живушие рядом с нами, в степных каменных бабах, в резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело.. Человеку важно знать свои корни — отдельному человеку, семье, народу- тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни. Давайте же будем помнить об этих корнях! (В.Песков)
Субстантива́ция, или субстантиви́рование (от лат. substantivum — существительное), — переход в разряд имён существительных других частей речи (прилагательных, глаголов, причастий, числительных), вследствие приобретения ими непосредственно указывать на предмет[1] (что значит отвечать на вопрос «кто?» или «что?»). Субстантивация — частный случай транспозиции[2], относится к морфолого-синтаксическому под неморфологического словообразования.
Примеры частей речи, подвергаемых субстантивации в русском языке:
прилагательное: «больной поправился»
причастие: «командующий отдал приказ»
порядковое числительное: «подали на второе»
собирательное числительное: «двое на качелях»
наречие: «наше завтра»
звукоподражательные слова: «услышал мерное тик-так»
инфинитив: «на покушать», «для посмеяться».
Субстантивация — древний и вместе с тем развивающийся процесс. Например, некоторые прилагательные очень давно перешли в существительные. К ним относятся существительные с суффиксами (ов) и (ин), обозначающие фамилии и названия населённых пунктов: Иванов, Петров, Никитин, Фомин, Марьино, Митино и др. Примеры явления из более позднего времени — использование в качестве существительных таких слов, как перевязочная, ванная.
Существительное, полученное в результате субстантивации, называется субстантиватом, исходное прилагательное — мотивирующим прилагательным.
Всё просто, рассказчик открылся своему другу совершенно с новой, не очень хорошей стороны. Здесь уместны слова "Предал раз, - предаст второй." Павлику стало обидно за своего друга и за то, что таким образом поступил с ним самый близкий друг. Поэтому он решил перестать даже общаться с ним, так как если бы он простил его, рассказчик скорее всего продолжал бы его подставлять в мелочах, о чём говорится даже в рассказе: "Ну покричала на него немка, подумаешь, несчастье!". Эта фраза ясно даёт понять, что рассказчик не заметил в этом своей вины, а следует, во множественных предательствах нет вины этого мальчика и в каждый раз можно найти тому оправдание.