Задание: определить значение БСП.
1. Вечереет, темнеют кусты неодетого леса, лес собирает к ночи свои думы.
2. Я смотрел на лодки, на японские батареи: нигде никакого движения.
3. Настанет вечер – загорятся на небе звёзды.
4. Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими волнообразными раскатами сбегали с неё невысокие,тоже распаханные холмы
5. Мелкий дождик сеет с утра: выйти невозможно.
6. Семь раз примерь — один раз отрежь.
7. Облака рассеялись, на тёмно – синем небе ярко засверкали звёзды.
Однажды к Словарю стали подбираться мыши, чтобы сгрызть его. Страшно стало Словарю. Начал он думать, как от гибели. Думал, думал и вспомнил, что у него в самой середине есть крепкая страница. На ней напечатаны слова с корнем креп. Потряс Словарь эту страницу, и вывалилась из нее крепость, выпрыгнул Крепыш, а вслед за ним вывалилась Скрепка.
Крепость с бойницами, рвами, башнями окружила Словарь. У ворот на мосту встал Крепыш. В крепостные ворота по мосту направилась Скрепка. Увидел ее Крепыш и засмеялся: “Ты зачем сюда такая тонкая? Без тебя обойдемся”. Хотел он Скрепку копьем подцепить, да она успела
Разозлились мыши, никак к Словарю не подобраться. Под крепостными стенами собрались они на военный совет и начали думать, как крепость захватить. Вернулись мыши-разведчики. “Крепка крепость, — сказали они, — укрепления такие, что Крепышу никаких подкреплений не надо. Только один есть: ворваться в крепость по подземному ходу. Но надо иметь чертежи и планы, а они на столе в угловой башне. Окна там открыты, ветер подует, чертежи и планы сами к нам прилетят”.
Стали мыши ждать ветра. Тут ветер подул. Это библиотекарь открыл форточку. Мыши стали радоваться, а чертежи и планы не летят, потому что их скрепила тоненькая Скрепка.
Сняли мыши осаду и ушли в другой конец библиотеки. А там стояла мышеловка рядом с “Книгой о вкусной и здоровой пище”. Мыши в нее и угодили.
I. Часть речи.
II. Морфологические признаки:
1) разряд по значению;
2) степень сравнения (если есть) ;
3) неизменяемое слово.
III. Синтаксическая функция.
Луна поднялась ещё выше и побледнела. (А. Куприн) Образец морфологического разбора наречия.
I. Высоко — наречие, так как обозначает признак действия.
II.Морфологические признаки:
1) определительное;
2) выше;
3) неизменяемое слово.
III.Синтаксическая функция.
Наречие «выше» в предложении выполняет функцию обстоятельства образа действия (+ значение места) .
Образцы разбора наречий
Трофимов шагнул вперёд и застыл навытяжку (Кетлинская) .
(Шагнул) вперёд
Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (шагнул) куда?
Н. ф. – вперёд. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие места.
В предложении – обстоятельство места.
(Застыл) навытяжку
Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (застыл) как?
Н. ф. – навытяжку. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие образа действия.
В предложении – обстоятельство образа действия.
Стало совсем темно (Чаковский) .
(Стало) темно
Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (стало) как?
Н. ф. – темно. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие образа действия.
В предложении – именная часть сказуемого в безличном односоставном предложении.
Совсем (темно)
Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (темно) в какой степени? насколько?
Н. ф. – совсем. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие меры и степени.
В предложении – обстоятельство меры и степени.
Солнце ласковее греет в затишье гумен и дворов (Бунин) .
Ласковее (греет)
Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (греет) как?
Н. ф. – ласково. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие образа действия; употреблено в простой сравнительной степени.
В предложении – обстоятельство меры и степени.
Упражнение к теме «Понятие о наречии. Морфологические признаки наречий. Разряды наре