ЗАДАНИЕ ОДИН
К какой группе относится союз, связывающий части сложносочинен¬ного предложения .
1.Считали все меня тогда птенцом, а я в отряде был давно бойцом.
2.У власти орлиной орлят миллионы, и ими гордится стра¬на.
3.Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути.
4.Этот Лобанов — достойный противник. Правда, резковат, зато мысли у него свои, свежие.
5.То ли жизнь становится напевней, то ли в каждом доме соловьи.
6.Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.
7.Послали его с донесением, да время очень тревожное.
8.То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал.
9.Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво.
10.В небе первые звезды повисли, в окнах тоже горят огоньки.
1.Соединительный союз.
2.Противительный союз.
3.Разделительный союз.
ЗАДАНИЕ ДВА
Разграничьте части сложносочиненного предло¬жения и укажите союз, служащий средством их связи.
11. Телега с семенами стояла не на рубеже а на пашне и пшеничная озимь была изры¬та колесами и ископана лошадью (Л. Толстой). 12. Борис Андреич ежедневно ожидал нового приглашения но Петр Василь-ич казалось совершенно отступился от своих намерений (Тур¬генев). 13. Сегодня мороз небольшой, корки не было и мы утом¬ленные только к восьми часам вернулись с гона (Пришвин). 14. Максим Максимыч сел за воротами на скамейку а я ушел в свою комнату (Лермонтов). 15. Уже и карамелек не было в кар¬мане и это его опечалило и раздосадовало (Сологуб). 16. Он си¬лился с ним разговаривать но мысли мешались в его голове и слова не имели никакой связи (Пушкин). 17. Ветра нет и нет ни солнца ни света ни тени ни движения ни шума... (Тургенев). 18. Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет и речка подо льдом блестит (Пушкин). 19. Дни стояли темные ту¬манные и Кузьма с утра до вечера читал сидя у окна (Бунин). 20. В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень то заунывно пели колеса тачек (Горький).
Грамматические задания
1) Найдите в трех первых предложениях слова в переносном значении, выпишите их в составе словосочетаний.
солнце выглянуло
окрестность принимает мрачный вид
задрожала роща
2) Выпишите многозначное слово и объясните его значения.
МОЛНИЯ: 1. Разряд атмосферного электричества выпускаемый листок (газета), освещающий важную информацию. 3. Застёжка (две полосы материи с прикрепленными к ним зубчиками).
3) Найдите и выпишите сложное предложение и подчеркните в нем грамматическую основу (подлежащее и сказуемое=).
Сложносочинённое: Верхушки деревьев качаются=, и пучки сухой травы летят= через дорогу.
Сложноподчинённое с придаточным определительным: Над самой головой раздается= оглушительный гул, который заставляет нас трепетать=.
4) Найдите синонимы.
ЗАДРОЖАЛА - ТРЕПЕТАТЬ
А1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) строгим хозяином, на будущей неделе
2) в дремучем бору, с крайним защитником
3) с новогодними подарками, в колючем малиннике
4) могучего дуба, о хорошей песне
ОТВЕТ: 4)
А2. В каком слове на конце пишется Ь?
1) не плачь (гл. в повелит. наклонении)
2) молодец пригож (кр. прилаг.)
3) берёзовых рощ (ж.р., мн.ч., р.п.)
4) похож (кр. прилаг.) на отца
ответ: 1)
А3. Какое прилагательное имеет простую форму превосходной степени?
1) выше (сравнит., простая)
2) строжайший (превосх., простая - суффикс -АЙШ-)
3) огромный (прилаг. в н.ф.)
4) более снежная (сравнит., составная форма)
ответ: 2)
А4. В каком примере есть речевая ошибка?
1) самый смешной (превосх., состав.)
2) тишайший (превосх., простая)
3) более лучший
4) наиболее близкий (превосх., состав.)
ответ: 3)
В1. Напишите, чем выражено сказуемое в данном предложении.
Алмаз твёрже= (прилаг. в простой, сравнительной степени) остальных минералов.
С1. Напишите небольшое сочинение - описание зимнего пейзажа. Используйте прилагательные в разных формах.
Наступила белоснежная зима. За окном открывается красивый зимний пейзаж. Под белым, теплейшим (превосход., простая) покрывалом спрятались все дорожки, крыши домов, деревья. Кажется, ещё вчера только выпал первый снег. Но с каждым днём становится всё белее (сравн., простая) и белее (сравн., простая).