Задание 6 ( ). Прочитайте отрывок из повести XVII века и выполните задания. И в лhто 6666-го сему великому князю, Юрию Владимировичю, грядущу из Киева во Владимиръ къ сыну своему, князю Андрhю Юрьивичю, и прииде на мһсто, идһже нынһ царствующий град Москва, оба полы Москвы-рһки. В какой год по современному календарю происходят описываемые события? Почему в тексте приведено другое число? Восстановите начальную форму слова сему, переведите её современным синонимом. Переведите словоформу грядущу. От какого глагола она образована, если такая же модель представлена в паре глагола со значением сопровождать кого-либо и соответствующего ему причастия? Переведите слово прийде. Восстановите начальную форму этого перевода. Переведите сочетание оба полы Москвы-рһки. Как называется общая для слов лhто, Андрhю буква? В какое время она была исключена из русского алфавита? Как называется последняя буква в слове Владимиръ? Какую фонетическую особенность имеет слово град? Является ли данное слово исконно русским? Если нет, подберите ему исконное соответствие.
1. Лесник вывел нас на огромную поляну и, хотя уже был поздний час, показал звероферму. (уступительный)
2. Песчаная дорога ведет к мостику, под которым сочится и журчит невидимая речка.
3. Погода была холодная, ветреная, так что сугробы намело выше окон. (следственный)
4. Говорят, что человеку время от времени полезно пожить в одиночестве. (изъяснительный)
5. В тёмных окнах, где кротко мерцали лампады, был разлит безмятежный покой.
6. Она подумала о том, что хорошо бы остановить эту старуху и расспросить её.
7. Здесь, где на чёрных густых прогалинах обозначились резкими пятнами проблески лунного света, ему захотелось вернуть
8. Отец спросил её, чем она намерена заниматься.
9. Она много говорила, чтобы занять гостей, а сама искоса посматривала и мужа. (целевой)
10. Теперь, когда всё было кончено, не имело смысла сердиться. (временной)
11. Наш пароход тащили два буксира, несмотря на то, что он сам работал полным ходом. (уступительный)
12. В открытую дверь было видно луну, яркий свет которой странным образом преобразил пустынную улицу.
13. Уместно будет напомнить, что язык создается народом. (изъяснительный)
14. Я строго рассчитал время, чтобы успеть на урок. (целевой)
15. Морозы стояли лютые, отчего и погибли сады. (причинный)
В некоторых предложениях есть слова, выполняющие роль союзного слова, но при этом сохраняющие признаки своей части речи, поэтому я их выделять не стала.
Жизнь как будто встрепенулась и наполнилась какими-то новыми звуками. Из окрестных рощ, с пашен и пастбищ доносится радостный птичий гомон. Послышался шум грузовика на переезде. «Егорыч, открывай дорогу!» - раздается весёлый крик шофёра. В лесной чаще, в каждой бороздке слышится чей-то шепот.