Задание 5. Прочитайте фрагмент статьи О.Сулейменова "Золотая латынь" ("Казахстанская правда" от 13 марта 1996 года). Золотая латынь
В феврале этого года в Париже на Всемирной лингвистической выставке я говорил о судьбе книги. Это моя давняя тема. Имел в виду не какой-то конкретный труд, а книгу вообще.
Сказал, что в истории цивилизации, очевидно, наступает постграмотная эпоха: человечество читателей на глазах превращается в человечество зрителей и слушателей. Наши дети уже не читали "Войну и Мир", "Дон Кихота", "Моби Дик"; они видели их па экране, экранизировав всего Толстого, Чехова, Диккенса, Дюма, Шолохова, Марка Твена, Гюго - духовно ограбили целые поколения. Десять лет назад, выступая на съезде кинематографистов, я просил кинорежиссеров оставить в покое классику. Неужели не хватает современной прозы: она на экране только улучшается!
Книга гибнет. Первопричина цивилизации. Электроника - всего лишь последствие. Культура, не породившая Шекспиров, не произведет Ньютонов. Письменность угасает, потому что мы не поняли ее истории и значения.
Вид гомосапиенс существует три миллиона лет. И только в последние максимум тридцать тысячелетий он образовался в народе - создал языки, культуру. За шесть тысяч лет с момента появления строчного письма - информационного средства, наиболее активно мускулирующего ум, человек стал Человеком. И теперь, облегчив все трудоемкие процессы своей многообразной деятельности, он незаметно для себя вступил на опасную тропу, ведущую в обрыв, - предельно облегчает труд получения информации. Уже не пишут письма: телефон. Все меньше читают журналы: телевизор. Некогда серьезные газеты выходят в цвете, раскрашенные, как азбука - максимум иллюстраций, минимум крупно набранного текста. У таких газет наибольший тираж: читатель деградирует, впадает в детство.
Потому и наши постсоветские общества, неожиданно для себя оказавшиеся в полосе экономической депрессии, без заметного сожаления расстаются с культурой и прежде всего с книгой.
Казахстанские издательства, выпускавшие еще несколько лет назад сотни названий миллионными тиражами, сегодня печатают только вокзальное чтиво - несколько раскрашенных детективов. (...)
В центре сиятельного Парижа писатели говорили об угасании Письменной цивилизации. Пройдет несколько десятилетий - погаснут и экраны телевизоров, остановятся компьютеры - обескультуренное человечество уничтожит себя в одной из незначительных мировых войн. Единственная одаренная разумной жизнью планета опустошенно продолжит свой путь в бесконечность в ожидании новых миллионолетних этапов бессмертной эволюции. В ожидании нового Первого письменного знака.
А. К какому стилю относится данный текст? Аргументируйте свое мнение, использовав ответы на вопросы, данные ниже.
1. Какова цель авторского высказывания?
2. Как проявляются в статье убедительность, эмоциональность, авторская страстность?
3. Какие языковые средства, характерные для данного речевого стиля, используются в тексте? (однородные члены с сопоставительным, противительным значением, риторические вопросы, неполные предложения, обратный порядок слов в предложении, параллельный связи предложений, односоставные предложения, оценочная лексика).
4. Какой тип речи характерен для текста данного содержания?
Б. Выделите смысловые части текста, предварительно ответив на следующие вопросы.
1. На какую тему говорил О.Сулейменов в Париже на Всемирной
лингвистической выставке?
2. Что для автора означает "постграмотная эпоха в истории цивилизации"?
3. Как вы понимаете тезис. "Культура, не породившая Шекспиров, не произведет Ньютонов"?
4. Каким образом человек облегчил труд получения информации?
5. Что пишет О.Сулейменов о взаимосвязи экономики и культуры?
6. Каковы последствия угасания Письменной цивилизации?
крови, может один только человек.
Н. В. Гоголь. Тарас Бульба
В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь прославляет героизм русских людей. Критик В.Г. Белинский писал: « «Тарас Бульба» есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа.» А сам Н.В. Гоголь так написал о своем произведении: «Тогда было то поэтическое время, когда все добывалось саблею, когда каждый в свою очередь стремился быть действующим лицом, а не зрителем». На примере семьи Тараса Гоголь показал нравы и обычаи запорожского казачества тех лет. Тарас Бульба был богатым казаком и мог себе позволить отправить своих детей учиться в бурсу. Он хотел, чтобы его дети выросли не только сильными и смелыми, но и образованными людьми. Тарас считал, что если дети будут расти дома, под боком у матери, то из не выйдет хороших казаков, потому что каждый казак должен «почувствовать битву».
Старший сын Остап не хотел учиться: несколько раз убегал он из бурсы, но его возвращали; он закапывал учебники, но ему покупали новые. И однажды Тарас сказал Остапу, что если тот не будет учиться, то его отправят в монастырь на двадцать лет. Только эта угроза заставила Остапа продолжить учение. Когда Остап с друзьями проделывали всякие шалости, он брал всю вину на себя и не выдавал друзей. А Андрий любил учиться и был зачинщиком всех шалостей . Но ему всегда удавалось избежать наказания.
Запорожское казачество возникло в низовьях Днепра на островах за порогами. Туда собиралось множество людей. В 16 веке будущие Украина и Белоруссия оказались в составе Речи Посполитой. Гонения по религиозному признаку вызывали сопротивление и восстания против польского государства. Именно в это суровое время и пришлось жить героям Гоголя. Остапу был предначертан «битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». «Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва». Но судьбой не суждено было Остапу стать великим полководцем и вождем. В битве под Дубно он попал в плен и, претерпев страшные пытки, был казнен на площади Варшавы. Остап - воплощение преданности вере, долгу и товарищам.
А второй сын, на мой взгляд, был тщеславным малым. Если обратиться к истории, то старшему доставалось все наследство, а младший должен был жить с родителями. Андрий не желал жить по таким правилам. Влюбившись еще в бурсе в полячку, ему открывалось желаемое будущие, богатое и беззаботное. Оставалось отречься от Родины, товарищей, отца и веры. Младший сын, движимый обидой и греховной составляющей, переходит на вражескую сторону. В конце концов, за все приходится платить, Андрий заплатил жизнью, все ради богатства и своей чести. Он считал себя униженным и обделенным, а что он получил? Горькую позорную смерть, «пропал, пропал бесславно, как подлая собака...»
Что оставалось делать Тарасу, он потерял двух своих сыновей, он потерял свое будущие и смысл жизни. Героически умер он, не почувствовал своих ужасных мук, потому что чувствовал лишь одну жажду мести к враждебному народу.
На такой печальной ноте заканчивается повесть – «эпопея» М.В. Гоголя «Тарас Бульба» Были сыны одного отца, и не одного характера и не одинаковой судьбы. Поэтому и погибли - один патриотом, героем на славу отчизне, а второй - предателем на собственное бесчестие и горе отца
Надеюсь
Р.п. кого? чего? - отяжелевших облаков, затухающего пламени, раскрывшегося парашюта, усыпанных пожелтевшими листами
Д.п. кому? чему? - отяжелевшим облакам, затухающему пламени, раскрывшемуся парашюту, усыпанным пожелтевшими листами
В.п. кого? что? - отяжелевшие облака, затухающее пламя, раскрывшийся парашют, усыпанные (усыпанных) пожелтевшими листами
Т.п. кем? чем? - отяжелевшими облаками, затухающим пламенем, раскрывшимся парашютом, усыпанными пожелтевшими листами
П.п. о ком? о чём? - об отяжелевших облаках, о затухающем пламени, о раскрывшемся парашюте, об усыпанных пожелтевшими листами