Задание 4. Определите вид синтаксических отношений. а) хорошо учился, разговор по-немецки, река Томь, три мушкетера, корзина с грибами, сдавать экзамены, некто в плаще, приеду утром, некоторые сомнения, жужжание пчел, кот Васька, удобрения для цветов, ваза с фруктами, печатать на машинке, набор текста, несколько учеников, умение рассказывать, дом напротив, возвращение друга, написав письмо учителю, очень высокий, попросил приехать, не пошли из-за дождя, нечто странное;
б) густой ельник, вырос в деревне, автомобиль для грузоперевозок, нам тепло, приметы осени, стоял неподвижно, рыба для кота, купил для мамы, спинка стула, недолго думая, цветение вишни, плоды рябины, город-герой, хранил молчание, пойдем пообедать, оценка знаний.
Задание 5. Прочитайте слова и словосочетания. Значения незнакомых слов определите по словарю.
Национальная система образования; доступность образования; светский характер образования; преемственность и непрерывность образования; реформа общеобразовательной школы; единство обучения и воспитания; взаимосвязь и взаимодействие семейного и общественного воспитания; духовное, моральное и физическое совершенствование личности; ориентация на мировой уровень образования; многоуровневая система высшего образования; гуманизм; приоритет общечеловеческих ценностей; переподготовка кадров; дошкольные учреждения; экология.
Задание 6. Прочитайте данный ниже текст. Найдите в нем предложения с глаголами движения без приставок. Охарактеризуйте движение по признакам направленности (однонаправленное, ненаправленное, двунаправленное) и повторяемости (однократное, повторяющееся). Укажите, в каких предложениях глаголы обозначают движение как свойство, признак Озаглавьте его.
Наступило такое время, когда сказать, кто куда поедет, невозможно. Наступило время больших перемещений. Люди ездят. Люди любят ездить. Над головой летают самолеты. Одни летят на юг, другие летят обратно … В каждом городе полно приезжих … Мы встречаемся с друзьями в Санкт-Петербурге, уезжаем от них в отпуск, а там встречаем тех же друзей. Время больших перемещений. Половина людей едет туда, половина обратно, остальные стоят в очереди за билетами … – Где я только не бывал, – говорит один у костра. – В Крым ездил, на Кавказ ездил, в походы ходил, осталось в театр сходить, и тогда уже везде побывал. Такое время. Каждый третий спрашивает, как пройти, каждый второй не знает. – Скажите, этот трамвай идет до вокзала? – Да. – Значит я сел правильно.
– Да. Только сейчас он идет в другую сторону. … Люди ездят. Им интересно путешествовать, ездить и, кроме желудка и тела, доставлять наслаждение своей душе, чтобы еще полнее сделать то, что называется этим простым словом – жизнь.
непроизводные (не образованы от других частей речи);
Например: за, из-за, у, в, на, из, к, над, под, до и другие.
производные (образованы от других частей речи):
из наречий – вокруг, возле, внутри, около, поперёк, накануне, согласно;
Например: стоять около дома – предлог, стоять около – наречие;
из существительных – в течение, вследствие;
Например: в течение часа – предлог, в течении реки – существительное с предлогом;
из деепричастий – благодаря, несмотря на.
Например: несмотря на усталость – предлог, не смотря в мою сторону – деепричастие.
Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях.
Абсолютно точно также как и окончания самостоятельных слов, предлоги служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.
Приведем пример: Сходить в туалет, вынуть из банки, зайти за угол.
Предлоги не изменяются, как и другие служебные части речи.
Предлоги входят в состав членов предложения, но не являются членами предложения.
Приведем пример:
Примерно в полдень машина свернула с дороги и поехала за город.
Предлоги делятся на разряды о значению.
Они бывают:
пространственные - указывают на место;
причинные - указывают на причину;
целевые - указывают на цель;
образа действия - указывают на образ действия;
дополнительные - указывают на предмет, на который направлено действие;
непроизводные - не образованы от других частей речи;
производные - образованы от других частей речи.