Задание 2. Укажите метафоры, метонимии, синекдохи в приведенных примерах (определите их тип). Укажите разновидность этого переноса. 1. Но как это плохо — жить с таким человеком бок о бок и все время ощущать, что ты никак не согласуешься с ним... «Мы с вами не рифмуемся.» — сказал однажды Вершинин Рязанцеву (С. Залыгин).
2. Обед его состоял из двух или трех блюд, изготовленных отставным солдатом (А. Пушкин).
3. Провинциальным болотом и злой сплетней повеяло на Ромашова от этого безграмотного и бестолкового письма (Я. Куприн).
4. Воин идет в бой не умирать, а убить врага (А. Бек).
5. [Доктор] лечение назначил самое нейтральное; покой, обыкновенное питание и ванна двадцать девять градусов (А". Федин).
6. Копейка рубль бережет (Поговорка).
7. За день грибов насобираешь корзину, Ешь мимоходом бруснику, малину (Н. Некрасов).
8. Есть на земле высокое искусство Будить в народе дремлющие чувства (Л. Мартынов).
9. Надо было видеть, как тут взвился Кошич, как он закричал на меня с Тетеревым (С. Сартаков).
все, — согласился Филимонов. Он побледнел, разговор взволновал его (В. Ажаев).
11. — Это правда, — продолжал Раскольников, следуя за вихрем мыслей, крутившихся в его голове (Ф. Достоевский).
1. Он не увидел на пороге дома свою жену Мери, всплескивающую руками, а затем бегущую навстречу до потери дыхания.
2. Лонгрен наклонился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду.
3. Из денег, оставленных Лонгреном, добрая половина ушла на лечение после трудных родов, на заботы о здоровье новорожденной.
4. Пока девчонка не научилась твердо ходить, вдова жила у матроса, заменяя сиротке мать…
5. *лёгкое недоумение* тебе стоит подумать самому (самой).
6. Ассоль было уже пять лет и отец начинал все мягче и мягче улыбаться, посматривая на ее нервное доброе личико…
7. В передаче детским голосом и не везде с буквой «р» эти песенки производили впечатление танцующего медведя, украшенного голубой ленточкой.
8. На единственной улице деревушки редко можно было увидеть человека, покинувшего дом; холодный вихрь, несшийся с береговых холмов в пустоту горизонта, делал «открытый воздух» суровой пыткой.
9. Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым крышам.
10. В один из таких дней Хин, заметив, что отцовская лодка бьется под мостками о сваи ломая борта, пошел и сказал об этом отцу.
Обособление – это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения с целью придать им некоторую самостоятельность в предложении, увеличить их смысловую нагрузку. Обособленные члены предложения выделяются интонацией, чем подчеркивается их особое значение среди других второстепенных членов как средства усиления выразительности речи. В предложении обособленные члены играют двойную роль – они являются второстепенными членами и одновременно выражают добавочное сообщение, при этом причастия и деепричастия выступают в качестве второстепенных сказуемых. Паузы, выделяющие обособленные обороты, как бы замедляют нашу речь, делают ее более плавной. Это вполне уместно, если соответствует содержанию высказывания. Предложения с обособленными оборотами позволяют дать больше информации меньшим количеством предложений. Употребление обособленных оборотов требует чувства меры. Большое количество их затрудняет восприятие основного сообщения. Обособленные обороты тяготеют к книжным стилям. Обособленные определения нередко употребляются для усиления образной, эмоциональной значимости. Они не только увидеть, но и рассмотреть диковинную (удивительную) красоту предмета, явления. Обособленные определения придают тексту особую смысловую емкость и выразительность. – Обособляются определения после определяемого слова, состоящие из двух нерас однородных прилагательных или причастий. – С обособленных определений вносятся дополнительные сведения в предложения. Обособленные определения придают речи особую выразительность, с особой экспрессией выделяют важные детали. – Обособленные определения характерны для всех стилей, кроме разговорного. Обособленные определения в научной и деловой речи – прием сжатого, компактного выражения мысли и как средство разнообразия речи. Обособление членов предложения является одним из стилистических средств, благодаря чему они становятся более значимыми, а передаваемое сообщение приобретает смысловую точность.