Задание 2: прочитайте текст и выполните задания к нему: 1) Французы восхваляют, защищают и «обрабатывают» свой родной язык очень давно.
2) Еще в 1635 году была создана Французская академия, которая поставила себе цель составить словарь, грамматику, риторику и поэтику французского языка.
3) Современные граждане Франции просто влюблены в родной язык, живо им интересуются, охотно обсуждают различные языковые явления.
4) В самых крупных газетах, в самых влиятельных журналах и телепередачах есть постоянные рубрики, посвященные французскому языку.
5) Проблемами языка нередко занимаются и на правительственном уровне.
6) Во Франции издают огромное количество книг о языке: выходят грамматики, учебники, разнообразные словари (энциклопедии французского языка, словари новых, редких, трудных слов и выражений, жаргонных, просторечных слов и т.д.), которые предназначены не только для специалистов, но и для широкого круга читателей, а также для изучающих французский язык иностранцев.
7) Французы очень внимательны к тому, насколько популярен их язык в мире, и делают все возможное для того, чтобы его изучали как можно больше людей в разных странах.
8) Так, обучаться французскому языку можно более чем в 1250 отделениях «Альянс Франсэз» (эта организация существует еще с 1883 года).
9) Коренные жители Франции не очень любят учить чужие языки, зато сами они очень ценят, когда иностранцы объясняются с ними именно по-французски, а, например, не по-английски.
(По Н.Голубевой)
1. Сколько в тексте сложных предложений с разными видами связи?
2. Сколько в тексте сложных предложений, в которых представлена сочинительная связь между простыми предложениями?
3. Укажите номер простого предложения с вставной конструкцией.
4. Какая характеристика соответствует предложению №7:
1) простое, двусоставное, осложненное однородными членами предложения;
2) сложноподчиненное с придаточным определительным;
3) сложное с разными видами связи;
4) сложноподчиненное с параллельным подчинением.
а) по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное) ;
б) по эмоциональной окраске (восклицательное или нет) ;
в) по наличию грамматических основ (простое или сложное) ;
Если предложение простое, дополните следующими пунктами:
г) по составу грамматической основы: двусоставное или односоставное (безличное, определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, назывное) ;
д) полное или неполное;
е) по наличию второстепенных (распространенное или нераспространенное) .
2
Если предложение простое, расскажите о его строении:
а) разберите по членам и определите, какими частями речи они выражены;
б) укажите, чем осложнено предложение (однородные члены; сравнительные обороты; прямая речь; обособленные определения, выраженные причастным оборотом, и т. п.) .
3
Расскажите о строении сложного предложения:
а) определите вид (союзное, бессоюзное или с различными видами связи) и количество частей, из которых состоит сложное предложение.
б) укажите в бессоюзном сложном предложении значение отношений между частями (последовательность, одновременность, противопоставление и т. д.) ;
в) в союзном сложном предложении выделите союзы или союзные слова и охарактеризуйте их, определите вид (сложносочиненное или сложноподчиненное) :
- в сложносочиненном определите вид сочинительных союзов и охарактеризуйте смысловые отношения между частями предложения (чередование, последовательность, одновременность, противопоставление) ;
- в сложноподчиненном определите главное предложение, вид придаточного (изъяснительное, определительное, обстоятельственное места, времени и т. п. ) и подчинения (параллельное, последовательное, однородное) .
4
Составьте схему предложения, объясните постановку знаков