Задание 2. Прочитайте 2 текста. Сопоставьте их на уровне стиля, целевой аудитории
и языковых средств. Заполните таблицу «Сравнительный анализ текстов»
№1. Панфи́ловцы — бойцы сформированной в городе Алма-Ата Казахской ССР и в
городе Фрунзе Киргизской ССР 316-й стрелковой дивизии (впоследствии 8-я
гвардейская), под командованием военного комиссара Киргизской ССР генерал-майора
Ивана Васильевича Панфилова, участвовавшие в 1941 году в обороне Москвы.
Наибольшую известность из воинов дивизии получили 28 человек («герои-
панфиловцы» или «28 героев-панфиловцев») из личного состава 4-й роты 2-го батальона
1075-го стрелкового полка. Согласно широко рас версии события, 16
ноября, когда началось новое наступление немцев на Москву, бойцы 4-й роты во главе с
политруком В. Г. Клочковым, осуществляя оборону в районе разъезда Дубосеково в 7 км к
юго-востоку от Волоколамска, совершили подвиг, в ходе 4-часового боя уничтожив 18
вражеских танков. Все 28 человек, в советской историографии называемые героями,
погибли (позже стали писать «почти все»). Фраза: «Велика Россия, а отступать некуда —
позади Москва!», - которую произнёс перед смертью политрук Клочков, была включена в
советские школьные и вузовские учебники по истории.
№2. Битва под Москвой стала одним из решающих сражений и важнейшим событием
первого года Великой Отечественной войны. Гитлер делал особую ставку на захват
столицы СССР, но потерпел неудачу в попытке с ходу захватить ее. Осенью 1941 года
немецкое командование начало активную подготовку к новому наступлению,
сосредоточив главные силы своей армии на ближних подступах к городу. Ожесточенные
бои шли уже в 100-120 км от Москвы, крупные танковые группы немцев пытались
прорваться по Волоколамскому шоссе к столице.
И вот 16 ноября 1941 года немецкие войска пошли в наступление, планируя быстро
захватить Москву и победоносно закончить кампанию 1941 года. Бой, который дала
ночью под Дубосеково группа истребителей танков 316-й стрелковой дивизии, вошел во
все учебники истории. В течение четырех часов панфиловцы под шквальным огнем
артиллерии и бомбежками с воздуха сдерживали танки и пехоту врага. Они отразили
несколько атак противника и уничтожили 18 танков из 50. Но большинство бойцов отряда
погибли, остальные были тяжело ранены (хотя долгое время считалось, что погибли все
28человек).
Сравнительный анализ текстов
Текст № 1 Текст № 2
Тема отрывка,
объединяющая эти отрывки
Основная мысль
Стиль текста
Стилевые черты
Языковые средства (не
менее 3-х)
Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы.
Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.
Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить.
НЕ с деепричастиями обычно пишется раздельно.
Например:
не читая, не решив.
НЕ с деепричастиями пишется слитно, если деепричастие образовано:
1) от глаголов, которые без НЕ не употребляются;
2) от глаголов с приставкой НЕДО-.
Например:
Недоумевая, негодуя.
Недоглядев, недосыпая.
2. 1) Вода поднялась и затопила бобровую хатку.
3) На небе появляются первые звезды, когда заходит солнце.
3. 1) Вдруг подул (сказуемое) тёплый ветер (подлежащие) и(с) принес (сказуемое) тучи.
2) Когда(п) наступает (сказуемое) утро (подлежащие), звёзды (подлежащие) тускнеют (сказуемое) в синем небе.
3) На пригорке появились (сказуемое) первые проталины (подлежащие) и(с) цветы (подлежащие), потому что(п) солнце (подлежащие) пригрело (сказуемое) сильнее.
4. Скорцы прилетели, а следом за ними вернулись аисты.
Скорцы прилетели, когда растаял снег.