Задание 1. Запишите в два столбика прилагательные и причастия.
Образец рассуждения: Кочевой народ – кочующий народ. Кочевой народ – народ, ведущий не оседлый образ жизни, всегда переходящий с места на место, чтобы дать корм скоту. Кочевой – прилагательное: оно называет постоянный признак. Кочующий народ – это народ, который кочует, но временно: найдёт место для нового поселения и остановится. Кочующий – причастие: оно называет временный признак по действию.
Гремучая змея – гремящий водопад, развесистое дерево – развесившиеся ветки, ласковый тон – ласкающий ветер, жёлтый песок – желтеющий в траве цыплёнок, щегольской наряд – щеголяющий офицер.
Задание 2. Из данных однокоренных слов выпишите только причастия, обозначьте в них суффиксы (можно подчеркнуть). Определите время и залог причастий.
Издавать, издающий, издательский, издавая, издаваемый, издавай, издававший.
Ращённый, расти, растить, растящий, растя, растивший, растимый.
Задание 3. Образуйте от глаголов причастия по образцам, выделите в них суффиксы (в образцах окончания подчёркнуты одной чертой, суффиксы – двумя).
Приближать(I спр.) – приближают – приближающий, сеять - …, колоть - …, чередоваться - …, надеяться - … .
Дарить(II спр.) – дарят – дарящий, клеить - …, видеть - …, красить - …, готовиться - … .
Лаять - лаявший, затеять - …, пениться - …, беспокоить - …,
зависеть - … .
Собирать(I) – собирают – собираемый, поддерживать - …,
объединять - …, опекать - … .
Мучить(II) – мучат – мучимый, ненавидеть - …, зависеть - …,
мыслить - … .
Помиловать – помилованный, засеять - …, нанизать - …, свалять - … .
Расплавить – расплавленный, смочить - …, пересадить - …, вылечить - ….
Перевернуть – перевёрнутый, одеть - …, покрыть - …, вышить - … .
Задание 4. Выпишите из предложений существительные и относящиеся к ним причастия с зависимыми словами. Образец: Вокруг меня печальные пустыни, пересечённые холмами и оврагами. Пустыни (какие?), /пересечённые холмами и оврагами/.
1. Ваня узнавал старые места: лесные заброшенные дороги, уводившие в заросли осинника заросшие вереском, бессмертником и колосистой травой, и муравьиные тропы в рыжем зернистом песке. (К.Паустовский.)
2. На заднем дворе начинает копиться лужа; ждут её – не дождутся вышедшие на волю утки: стоят и лущат носами жидкий с воды снежок, часами стоят на лапке. (И.С. Шмелёв.)
3. Над лесным краем стояла прозрачная тишина, та особенная тишина, когда кажется, что звенит даже паутинка, перелетающая через
поляны. (К. Паустовский.)
4. Налево, с моста, обставленный лесами, ещё бескрестный, - великий Храм: купол Христа сумрачно золотится в щели; скоро его раскроют. (И.С. Шмелёв.)
Задание 5. Необособленные определения сделайте обособленными, а обособленные – необособленными. Образец: Вечером отряд расположился
какого?
вокруг /зажжённого на берегу реки/ костра. – Вечером отряд расположился вокруг костра (какого?), /зажжённого на берегу реки/.
1. Не подозревающий об опасности щенок доверчиво приблизился к блюдцу.
2. Болезнь, приковавшая Н.Островского к постели, не парализовала его духа.
3. Из-за туч, покрывающих небо, вдруг выглянул шаловливо подмигивающий унылым пешеходам солнечный луч.
4. К бежавшей по камушкам мелкой речке примыкал частый кустарник, покрывавший кремнистые берега.
ответ:Разряды имен числительных
1. По значению:
• порядковые который? (какой?) — седьмой, седьмая, седьмое, седьмые;
• количественные сколько? — семь, тридцать два, девятьсот;
• собирательные (обозначают несколько предметов как одно целое) — пятеро, семеро, двое;
• обозначающие целое число — десять, тысяча;
• обозначающие дробное число (первая часть склоняется как количественное числительное, вторая — как порядковое) — пять восьмых, пяти восьмым.
2. По составу:
• простые (состоят из одного слова с одним корнем) — пять, восьмой;
• сложные (состоят из одного слова с несколькими корнями) — двенадцать, пятнадцатый;
• составные (состоят из нескольких слов) — сто тридцать один, пятьсот сорок третий.
Мой лучший друг - это моя крепость. Мы познакомились, когда первый раз оба пошли в школу, еще в первом классе, с тех пор мы не разлей вода. Мы умеем понимать друг друга с полуслова, а иногда мне кажется, что даже мысли друг друга можем прочитать! Мы с моим другом всегда вместе сидим за одной партой в школе. Нам не скучно ни на одном уроке, ведь мой друг очень веселый и энергичный. Он всегда может придумать что-то интересное или сказать что-то, над чем весь класс будет смеяться. С ним очень весело. На переменах мы всегда ходим в столовую и покупаем шоколадные батончики, мы оба их любим.
Объяснение: