Задание №1.
-Выразительно прочитайте текст.
-Найдите в нём глаголы, подчеркните их, определите наклонение.
В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.
Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…
Задание №2.
(Юлия Друнина)
-прочитайте выразительно. Как понимаете смысл этого стихотворения? Спишите в тетрадь.
-Найдите глаголы в условном наклонении, подчеркните их вместе с частицей.
-Какой вариант частицы бы вы встретили?
-Понаблюдайте, где стоит частица, сделайте вывод.
-Как пишется частица бы с глаголом? Сделайте вывод.
- Выясните, как изменяются глаголы в условном наклонении, сделайте вывод.
Задание №3.
Свои знания об условном наклонении отобразите в схеме. Начертите схему в тетрадь.
Условное наклонение = +
Работаем в парах!
Задание №4. Самостоятельная работа. (слайд 12)
-Прочитайте стихотворение.
-Найдите глаголы в условном наклонении, подчеркните их.
- Укажите, как они образованы.
Если б не было школ,
До чего человек бы дошёл!
До того б человек докатился:
В дикаря бы опять превратился.
Если б не было школ,
До чего человек бы дошёл:
Ел руками бы мясо сырое
И на первое, и на второе!
Если б не было школ,
До чего человек бы дошёл:
Весь лохматый и в шкуре звериной,
Он являлся бы в гости... с дубиной!
1. Лесть и трусость - самые дурные пороки. - громко промолвила Ася. (И. С. Тургенев) (б)
2. Мы решили, - продолжал заседатель, - с вашего дозволения остаться здесь ночевать. (А. С. Пушкин) (в)
3. Вы чувствовали когда-нибудь на руках запах меди? – спросил неожиданно гравер и, не дожидаясь ответа и продолжал: – Ядовитый, омерзительный (К. Паустовский) (в)
4. Нет, — Анна покачала головой. — Я не могу уехать. (К. Паустовский) (в)
5. "Откуда у женщины такая сила?" - подумал капитан. (К. Паустовский) (б)
6.- Вот вы где,- проговорил он негромко,- а я вас жду, самовар давно остыл. (Л. Толстой) (в)
7.Минуты две они молчали, Но к ней Онегин подошел. И молвил: «Вы ко мне писали, Не отпирайтесь. (А. Пушкин) (а)
8.– Дождь! – звонко крикнула она и еще быстрее побежала по сверкавшему под ливнем лугу. (Бунин) (б)
9.Вот и Новый год! – думал я, поглядывая из скрипучей, опушенной инеем кибитки в серое поле. – Как-то мы проживем эти новые триста шестьдесят пять дней? (Бунин) (в)
10. И только когда он шептал: «Мама! мама!» – ему становилось как будто легче (Чехов) (в)
11. Дымов, улыбаясь, говорил , господа, закусить. (а)
1)Много лирических стихотворений великая поэтесса Марина Цветаева посвятила родной Отчизне. (простое, двусоставное, полное, распространенное, не осложнено)
2) Каждое их них пропитано глубокой любовью к России. (простое, двусоставное, полное, распространенное, не осложнено)
3) Одной из таких прелестных жемчужин является стихотворение «Родина», которое поэтесса сотворила, пребывая в эмиграции.(СПП с придаточным определительным, обе части двусоставные, полные, распространенные, вторая часть осложнена деепричастным оборотом)
4) Судьба Марины Цветаевой сложилась таким образом, что примерно треть своей жизни она провела за границей. (СПП с придаточным образа действия, обе части двусоставные, полные, распространенные, не осложнены)
5) Пишет она и о том, что на Родину рвётся по зову сердца. (СПП с придаточным изъяснительным, обе части двусоставные, распространенные, не осложнены, вторая часть неполная)
Объяснение: