Задание 1. Укажите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений. ответ запишите в скобках после каждого предложения.
1. И думал он: отсель грозить мы будем шведу, здесь будет город заложен назло надменному соседу. 2. К холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль. 3. Вот мои условия: вы ныне же публично откажетесь от своей клеветы и будете у меня извинения. 4. Однажды он и видит: прямо против его норы стоит рак. 5. Пробовал бежать — ноги от страха не двигались. 6. Варвара прислушалась: донесся шум вечернего поезда. 7. Темный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада, и чудеса световые. 8. Он гость — я хозяин. 9. Пропади ты совсем — плакать о тебе мы не будем. 10. Им овладело одно желание: во что бы то ни стало, сейчас же, разыскать Магду. 11. Впереди пробирался старший, подавая команду осторожным движением руки: поднимет руку над головой — все тотчас останавливались и замирали; вытянет руку в сторону с наклоном к земле — все в ту же секунду быстро и бесшумно ложились; махнет рукой вперед — все двигались вперед; покажет назад — все медленно пятились назад. 12. В общем, Егор не сетовал, не обижался: по закону все было сделано. 13. Ползти было неудобно: болели колени и локти
Задание 2. Спишите бессоюзные сложные предложения, вставляя пропущенные буквы и обозначая грамматические основы. Составьте схемы предложений.
1) Голос его звучал тихо, но твёрдо, глаза бл_стели упрямо. 2) Избы и дворы опустели: все ушли на огороды к_пать к_ртофель.ь3) Стояла она долго — устали ноги и глаза. 4) Расп_хнули окна — запах сосен вступил в в_ранду. 5) Целый день на небе солнышко с_яет, целый день мне душу злая грусть т_рзает. 6) Вот мои условия: вы ныне же публично откаж_тесь от своей кл_веты и буд_те у меня изв_нения.
Задание 3. Составьте предложения к каждой схеме.
1. [ ] : [ причина]
2. [ ] : [ изьяснение]
3. [ ] - [ условие]
4. [ ] - [ следствие]
5. [ ] - [ уступки]
6. [ ] , [ , и, ]
7. [ ] , [ ]
2. соединёнными посредством союзов а, но, да (в значении «но») , однако, хотя и т. п. ,
3. между парными однородными членами предложения, соединёнными посредством союзов как — так и, не столько (не столь) — сколько (сколь) , столько же (столь же) — сколько (сколь) , не только — но и, если не — то, хоть (хотя) — но (а)
4. между однородными членами предложения, соединёнными посредством повторяющихся союзов и… и, да… да, то… то, ли — ли, или — или
5. между всеми однородными членами предложения и в том случае, когда только часть их имеет впереди себя повторяющиеся союзы
6. между парными группами, на которые могут распадаться однородные члены предложения
2.Обобщающее слово — это слово или словосочетание, которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов.Например:В корзине была дичь: два тетерева и утка (И. Гончаров). Обобщающее слово уточняется, конкретизируется однородными членами. Оно является тем же членом предложения, что и однородные члены.Обобщающие слова могут стоять перед однородными членами или после них.В роли обобщающих слов обычно выступают либо существительные, либо местоимения и наречия.Например:В степи, за рекой, по дорогам — везде было пусто (Л. Толстой).В тихой синеве рассвета открылась передо мной древняя земля: вершины гор, освещенные зарёй, шумящие по гальке прозрачные речки, чинары и магическое свечение неба там, вдали... (К.Паустовский).