Задание 1. Спишите, расставляя знаки препинания и обозначая грамматические основы предложений. Укажите, какой частью речи выражено подлежащее в каждом примере. Составьте схемы бессоюзных сложных предложений.
1) Острый язык дарование длинный язык наказание. 2) Родное место мать родная а чужбина мачеха. 3) Терпение одно из жизненных сокровищ. 4) С молодыми посидеть самому Для кого труд радость для того жизнь счастье. 6) Чужой человек в доме колокол. 7) Один в поле не воин. 8) Доброе начало половина дела. 9) Привычка вторая натура. 10) Голова без знаний как фонарь без свечи. 11) Не исправить ошибку совершить новую. 12) Дружба с хорошим человеком лунный свет дружба с плохим змеиный яд. 13) Наскоро делать переделывать. 14) У лжи ноги коротки. 15) Ум одежда которая никогда не износится. 16) Знание родник который никогда не исчерпаешь.
Задание 2. Спишите, обозначая грамматические основы. Проведите синтаксический разбор всех предложений.
1) Дома Фому встретили торжественно: отец подарил мальчику серебряную ложку с затейливым вензелем, а тётка — шарф собственного вязания. 2) Лесная лужайка вся насыщена холодной росой, насекомые спят, многие цветы ещё не раскрыли венчиков. 3) Ругаться будут — не бойся. 4) Он гость — я хозяин. 5) Метель не утихала, небо не прояснялось. 6) Двери, окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. 7) Взгляни, мой друг, по небу голубому, как лёгкий дым, несутся облака. 8) Наступила тишина — природа словно подозрительно прислушивалась. 9) Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал.
Почётный: П-согласный, глухой, парный; о-гласная, безударная; ч-согласный, глухой, непарный; ё- распадается на й и о: й- согласный, звонкий, непарный, о-гласная, ударная; т-согласный, глухой, парный; н- согласный, звонкий, непарный; ы-гласная, безударная; й-согласный, звонкий, непарный.
Местность: М-согласный, звонкий, непарный; е-гласная, ударная; с-согласный, глухой, парный; т-согласный, глухой, парный; н-согласный, звонкий, непарный; о-гласная, безударная; с-согласный, глухой, парный; т-согласный, глухой, парный; ь-мягкий знак звука не обозначает.
Тишина: Т-согласный, глухой, парный; и-гласный, безударный; ш-согласный, глухой, парный; и-гласная, безударная; н-согласный, звонкий, непарный; а-гласная, ударная.
1. Недаром я назвал эту аллейку воробьиным детским садом. 2. Когда-нибудь присмотритесь к воробьятам. 3. Вот они только покинули гнездо. 4. Это простаки и дурачки. 5. Ноги и крылышки ещё плохо служат им. 6. А какими они становятся три-четыре дня спустя? 7. Это уже не увальни и простаки. 8. Они уже выучили азбуку воробьиной жизни. 9. При малейшей опасности они ловко прячутся в кустах и замолкают.
1- повеств. 2 - побуд.; 3 - повеств.; 4 - повеств.; 5 - повеств.; 6 - вопрос.; 7 - повеств.; 8 - повеств.; 9 - повеств.