Задание 1. Распределите предложения в две группы: с личными глаголами и безличными. Выделите грамматические основы.
1. Выпал снег.
2. Подморозило.
3. Мне не спится.
4. Нездоровится.
5. В зимнюю пору смеркается рано.
6. Мой друг тоже не спит.
7. Мы выходим из дома.
8. Нам легко дышится.
9. Мы не спеша прогуливаемся по зимнему лесу.
10. Стоит тишина.
Задание 2. Выпишите предложения с безличными глаголами.
1. Прогремело вдали.
2. Шумит в ушах.
З. Лес задумчиво шумит.
4. Наступает праздничный вечер.
5. Весной не сидится дома.
6. Долго мне не спалось.
7. Где-то далеко прогремело эхо.
8. В поле пахнет мёдом.
9. Солнце начинает спускаться, край неба темнеет.
10. Начинало уже заметно смеркаться.
11. В лесу легко дышится.
12. Весь день то моросило, то прояснивало.
Задание 3. Переделайте предложения, чтобы в них были безличные глаголы.
Например: Я не хочу спать – Мне не спится.
Ветер воет в трубе.
Приятно пахла свежая трава.
Надвигался вечер.
Волна смыла лодку.
Течение реки отнесло лодку к берегу.
Ветер дул в щели дома.
Больной не спал всю ночь.
... Представьте себе: май, жара и сногсшибательный аромат от маленьких крошечек белого цвета , собравшихся в гроздья. Они щекочут все твое существо, о чем-то хорошем напоминают. Хочется не прятать улыбку и верить в счастье. Весь город купается в ее духах . Она - везде : в парках и садах, просто на улицах... Иногда хочется бежать от нее или просто влюбиться. Такой колдовской запах ! Он изменяет меня и мир вокруг, заставляет "уйти " в родное, прекрасное, далекое...Свою молодость, похожую на песню... Такую сказочно-далекую и невозвратимую. Впрочем, это ощущение мне дает всего лишь веточка акации, тайком сорванная с кустарника во дворе. Когда я смотрю на нее, появляются силы и желание жить ... Разве не чудо?
Пример разбора предложения по образцу, принятому в школьной практике:
1. Напишите предложение, подчеркните пунктограмму.
2. Кратко сформулируйте пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы, выделить ряд однородных членов предложения и т. д. )
3. Начертите схему предложения, включив в неё графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.
[По природе стыдлива и робкая] , она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.
Схема: [ / обособленное определение /, подлежащее сказуемое] .
Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.