ЗАДАНИЕ 1 Прослушайте текст и сделайте обзор содержания прослушанного текста, распределяя главную и второстепенную информацию:
Главная информация Второстепенная информация
Слова для справок: Абылай хан, «аруах», Абилмансур, сын ойратского полководца Чарыша, хунтайджиГалданЦерен, джунгарский воин Амурсана, мавзолей Яссауи, аманат.
Хунтайджи — титул крупных феодалов в Монголии
Ойраты – западные монголы
Ама́нат— люди верности или люди чести, в общем смысле: вверенное на хранение, надёжность.
ЗАДАНИЕ 2
Прочитайте текст и выполните задания.
1. Выпишите слова с пропущенными буквами, раскройте скобки, обозначьте орфограммы. Найдите в 3-м абзаце текста слова с орфографическими ошибками и исправьте ошибки.
2. Найдите в тексте фразеологизмы, дайте их толкование. Объясните, почему автор использует эти фразеологизмы.
3. Составьте три предложения по теме, употребив прилагательные полезный, вкусный, сытный в сравнительной или превосходной степени сравнения.
Судьба второго хлеба.
По данным (н…)которых исследований, картофель лучше, чем макароны или хлеб, справляется с задачей уменьшения аппетита. Однако зарубите себе на носу, что пища моментально станет менее здоровой, если вы обжариваете картофель на каком(либо) масле.
Сегодня не укладывается в голове, что каких(то) двести – триста лет назад (н…) в какой стране Европы (н…)кто не хотел выращивать картофель.
Родина кортофеля – америка, где он издавна служил пищей индейцев. Когда его превезли в Европу, некто не умел с ним обращатся. Его развадили в садах рядом с цвитами. Пытались есть его плоды, но они были горькие и вызывали отровление.
Тогда министр финансов Франции сделал ход конём. В разных районах страны распаханные поля солдаты стали засевать каким(то) растением. Неся днём караульную службу, солдаты на ночь уходили. Крестьяне, видя караульных, рассудили (по)своему: «Ценное растение, если его охраняют». Дожидались мужики темноты и бегом на поле, выкапывали ценные клубни и сажали себе на огородах. Выращенный во Франции картофель попал и в другие страны Европы.
ОЧЕНЬ
СОР!
бим долго бежал, а потом пал между рельсами. надежды не оставалось. не хотелось никуда идти, даже жить не хотелось.
когда собаки теряют надежду, они умирают— тихо, без ропота. не дело бима и не в его способностях понять, что если бы не было надежды, то все люди тоже умерли бы от отчаяния. для бима все было проще: больно внутри, а друга нет.
нет на земле ни единого человека, который слышал бы, как умирает собака - они умирают молча.
если бы биму сейчас несколько глотков воды! а так, наверно, он не встал бы никогда, если
подошла женщина. видимо, она подумала, что бим мертв, — наклонилась над ним, прислушалась: бим дышал. женщина взяла в ладони голову бима и приподняла:
— что с тобой, собачка? ты что, черное ухо? за кем же ты так бежал, горемыка?
у этой женщины был спокойный голос. она принесла воды, приподняла голову бима и поднесла воду. бим лизнул воду, стал лакать. женщина поняла все: кто-то любимый уехал навсегда.
она каялась биму:
— я вот — всех провожала на видишь, черное ухо, старая а все не я тоже бежала за и тоже и просила себе пей, мой хороший, пей,
бим выпил почти всю воду. теперь он посмотрел женщине в глаза и сразу же поверил: хороший человек. и лизал ее руки, слизывая капельки, из глаз.
женщина взяла его на руки и снесла с полотна дороги под откос:
— лежи, черное ухо. лежи. я приду, — и пошла туда, где несколько женщин копались.
бим смотрел ей вслед. но потом приподнялся и медленно побрел за нею. та оглянулась, подождала его. он приплелся и лег перед нею.
— хозяин бросил? — спросила она. — уехал? бим вздохнул. и она поняла.