Задание 1. Прочитайте притчу, выполните задания. В древние времена жил на свете очень мудрый и благочестивый правитель. Не хотел он брать деньги на своё содержание из казны, и поэтому часто переписывал священные тексты, чтобы продавать их и покрывать свои расходы.
Однажды к этому властелину на аудиенцию пришёл учёный монах и застал его за переписыванием текстов. Царь не мог оторваться от своего занятия какое-то время, и монаху пришлось молча наблюдать за тем, что тот делает. И вот, когда царь всё-таки начал беседу, монах сказал ему:
— Государь, переписывая страницу, вы допустили одну ошибку, — и он указал на слово, которое казалось ему неправильным.
Молча стёр царь написанное и записал слово так, как предложил ему учёный монах. Быстро забыв об этом, они продолжили беседу.
Но, как только монах покинул апартаменты, повелитель снова стёр это слово и написал то, что было изначально. Видевший всё это стражник очень удивился и спросил у царя, зачем же он так сделал.
— Монах ошибся по поводу этого слова, я знаю точно. Но если бы я стал с ним спорить, его чувство собственного достоинства было бы задето. Зачем? Ведь мне никто не мешает вернуть это слово обратно втайне от него.
— Но как же так, — сказал стражник. – Ведь вы же царь!
— Разумеется. У каждого из нас есть своё дело, своё предназначение. Этот монах – очень хороший учёный, но и учёные допускают ошибки. Но, как ты думаешь, если бы стал он учить меня управлять государством, стал бы я его слушать?
Сформулируйте и запишите основную мысль текста. 1б.
Определите стиль текста. Приведите доказательства его стилистической принадлежности. 2б.
Дайте письменный ответ, как порядок слов в предложениях притчи влияет на манеру повествования. С какой целью использована инверсия? 1б.
Выберите из текста предложение с прямой речью и замените его косвенной. Запишите предложение, используя прямой порядок слов. 1б
Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Графически подчеркните обособленные члены предложения. 2б.
Используя ум и решительность Соломон превратил рабовладельческую страну в развитое государство.
Царь встречал послов из других стран окружая их роскошью и богатством.
Подпешись
Как и у каждого народа, у казахов есть множество национальных игр, одной из особенностью которых является проверка на силу и выносливость. Чаще всего такие игры имели состязательный характер.
Сбивание тымака — это казахская национальная игра, принять участие в которой может каждый, умеющий держаться в седле и имеющий лошадь. Шест, высотой не превышающей всадника, втыкают в землю и надевают на его верхушку головной убор — тымак.
Алтыбакан» — казахская национальная игра, развлечение молодежи. Однако немаловажное значение имеют традиционные моменты воспитательного значения. Вечером вся молодежь аула, джигиты и девушки, за аулом сооружают «алтыбакан» (качели: алты — шесть, бакан — шест).
Хохлома – деревянное золото России.
Дерево – самый податливый и древний материал для человеческого творчества. В России липа, береза, ель, дуб, орех породили искусства и промыслы, связанные с бытом, детской игрушкой, оберегами, зодчеством.
Но самым знаковым деревянным промыслом, поистине, считается Хохлома. Ее теплое золото объединило чернозем, зелень лесов и полей, пламя ягод и осенней листвы - все богатства нашей земли. Хохломскую посуду, известную своей уникальной технологией росписи, берегли в семье, передавая из поколения в поколение. С ней встречали дорогих гостей, подавали на праздниках разносолы, использовали в обрядах. Промыслом кормились семьи и целые деревни, неся тайны ремесла от дедов через отцов к внукам.
Уже триста лет живет и сияет хохломская роспись на деревянной посуде, вьются цветущие ветви, гнутся к земле сочные ягоды, летят сказочные птицы. Ремесло перешло в разряд сувениров и коллекций, но оно по-прежнему хранит и славит богатство земли и мастерство людей нашей Родины.