Задание 1.
- Прочитайте отрывки из поэтических произведений М.Ю. Лермонтова и найдите в них слова категории состояния:
И скучно, и грустно, и некому руку подать...
В небесах торжественно и чудно,
Спит земля в сиянье голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?..
- Посмотрите, как украшают слова категории состояния поэтический текст. Ведь поэзия – это, в первую очередь, выражение чувств, эмоций, переживаний. Здесь никак не обойтись без слов категории состояния.
- Давайте попробуем придумать собственные предложения, используя слова категории состояния
Задание 2.
Запишите к себе в тетрадь предложения и определите, к какой части речи относятся выделенные слова и их синтаксическую роль.
Хоть тяжело подчас в ней бремя, телега на ходу легка... (А.С.Пушкин)
И тяжело Нева дышала, как с битвы прибежавший конь. (А.С.Пушкин)
“Эй! Пошёл, ямщик!..” - “Нет мочи: коням, барин, тяжело...” (А.С.Пушкин)
Задание 3.
Укажите номера предложений, в которых выделенные слова являются словами категории состояния, краткими прилагательными, наречиями. Распределите в три колонки.
1. Его лицо было грустно.
2. Он грустно улыбнулся.
3. Мне грустно.
4. На него смешно смотреть..
5. Такое поведение смешно..
6. Он смешно выглядит..
7. Сочинение интересно написано.
8. С ним интересно спорить.
9. Соревнование интересно составом участников.
Состояние человека Состояние окружающей среды Оценка состояния
Задание 4. Ученик 6-го класса по Интернету разослал по всем школам задание с пометой "SOS". Он совсем запутался и ему вставить подходящие по смыслу слова категории состояния и озаглавить текст Я встал рано. На улице уже . Кругом от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. , щеки пощипывает, снег скрипит. Дышится . в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой представить лес мертвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. стук дятла, шелест легких крыльев. В лесу никогда не бывает . День пролетел незаметно. Уже . домой. После этой прогулки на душе и .
Слова для справок: радостно, торжественно, светло, легко, белым-бело, тихо, морозно, надо, невозможно, скучно, пора, можно, темно, слышно.
Задание 5Распределите слова категории состояния на группы: состояние человека, состояние окружающей среды, оценка состояния.
развернуть таблицу
Состояние человека Состояние окружающей среды Оценка состояния
Скучно, ветрено, хорошо, сыро, стыдно, плохо, красиво, душно балов
─ Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.
─ А как ты их оттуда достаешь, дедушка?
─ Ручкой с перышком, милый внук, ручкой с перышком.
─ Как рыбу удочкой?
─ Да нет, мой маленький, так сказку не выудишь, ─ говорит дедушка. ─ Сперва из чернильницы нужно добыть палочки да научиться их в тетрадку переносить. А потом ─ крючки. А потом ─ буквы. А потом ─ слова. А потом и сказка может зацепиться.
Поступил Сережа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Сережа, а сказка не зацепляется.
─ Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?
─ Не горюй, Сергей! ─ утешает дед. ─ Придет время ─ не только сказку, а, может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь.. . Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе, жить не начнешь, тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее.. .
Не все тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал ─ другим пересказал.
повеств., невоскл., простое, двусост., распрространен., полное, осложнено обособленными обстоятельствами, выраженными дееприч. оборотами и обособленным определением, выраженным причастн. оборотом.
Грамм. основа - я ухожу
гуляя с собакой - дееприч. оборот.
не подозревая об огорчениях - дееприч.оборот
подстерегающих нас - причастн. оборот
с собакой , об огорчениях , нас - дополнения (пунктирная линия)
в лес , часто - обстоятельства ( точка-тире)
[-.-.- ---, __ -.-. == -.-.-, -.-.- ---, ~~~ --- ]
Течение, листая размокшую тетрадь, делает воду мутной, поэтому из ручья нельзя пить.
повеств. невоскл., сложное, сложнопдчиненное, двусост., распростр., полное, осложнено обособленн. обстоятельством, выраженным дееприч. оборотом.
Грамм. основы - течение делает, нельзя пить.
листая размокшую тетрадь - дееприч. оборот
поэтому из ручья нельзя пить. - придаточное причины
односоставное, безличное.
тетрадь, воду - дополнен.
размокшую, мутной - определение(волнистая л.)
из ручья - обстоятельство
[ __, -.-.-. ~~~ ---, == --- ~~~, поэтому ( -.-.- ===) ]
Ребята, помните, что уходя из леса, нужно захватить мусор с собой.
повеств., невоскл., сложное, бессоюзн., односоставное, определенно-личн. , распростр., полное, осложнено обращением и обособленным обстоят., выраженное дееприч. оборотом.
Грамм. осн.- помните, нужно захватить.
уходя из леса - дееприч. оборот.
нужно захватить мусор с собой
односоставное, безличное
мусор - дополнение
из леса, с собой -обстоят.
ребята - обращение
[ О, ==, что -.-.-.-., (== --- -.-.-.) ]