Задание 1. Прочитайте научный текст, определите его подстиль и сферу применения. Выделите в тексте части, соответствующие композиционным элементам (вступление, основная часть, заключение). Найдите в тексте информацию о результатах опытов, проводимых канадскими исследователями под водой. В какой части находится данная информация? Составьте тезисный план.
Осадки над водой
Для точных прогнозов погоды желательно знать, когда, где и в какой форме выпадают над морями и океанами атмосферные осадки. Хотя фотоснимки со спутников показывают распределение облаков, увидеть осадки они не позволяют.
До сих пор метеорологам приходится довольствоваться данными редких островных метеостанций (но на острове своя погода) или сообщениями с судов.
Наблюдения, сделанные канадскими учеными, возможно, изменят это положение. Оказалось, что помещенный под воду микрофон может улавливать шум осадков, падающих на водное зеркало, причем этот шум оказывается характерным для разных форм атмосферных осадков. Опыты, проведенные на озерах, показали, что дождь создает в воде шум с преобладанием частоты 13,5 килогерц. При ветре такое распределение частот становится менее выраженным, причем пик частоты тем больше размазывается, чем сильнее ветер. Град дает шум с максимумом на частоте три килогерца. Своими особенностями отличается и шум снега, падающего на воду, причем в этом случае можно выделить характерные звуки от удара снежинок о воду и от их таяния при соприкосновении с водой. По звуку можно определить даже преобладающий размер капель, градин или снежинок.
Метод еще нуждается в практической разработке, но не исключено, что метеорологическая сеть планеты вскоре пополнится автоматическими буями, которые, плавая вдали от берегов, будут сообщать по радио о продолжительности и характере осадков над океаном.
(Из книги Ферсман А.Е. Занимательная минералогия)
Война войной, а обед по расписанию.
Смертушка смертная никого не забудет.
Патриот своей родины - это пример для подражания.
Снится во сне только то, чего мы сами желаем.
Экспонаты выставки очень древние и ценные для музея.
Толпа людей пробиралась в концертный зал.
Темная ночь окутала город.
Реальная действительность заставляет меня разочаровыватся.
Истинная правда это вымышленное, абстрактное понятие.
Предварительный прогноз показывает, что завтра дождь.
Памятный сувенир занял место в шкафу.
в) Вставьте пропущенные буквы.
Пригрело солнце, растопило (расто́пит) снег. Хлопотунья (хло́поты) белка вылезла из гнезда (гнёзда). Выбрались из своих убежищ (суффикс -ИЩ) бобр и колючий ёжик (суффикс -ИК → ёжика).
а) Выпишите имена существительные в два столбика:
одушевлённые (кто?): хлопотунья, белка, бобр, ёжик.
неодушевлённые (что?): солнце, снег, гнезда, убежищ.
б) Сделайте звуко- буквенный анализ слова
ЁЖИК: 2 слога (ё-жик), ударение на 1-ом слоге; 4 буквы, 5 звуков.
ё [й'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный;
[о] - гласный, ударный;
ж [ж] - согласный, непарн. твёрдый, парн. звонкий;
и [ы] - гласный, безударный;
к [к] - согласный, твёрдый, глухой, парный.