Задание 1. Определите стиль речи по тексту. Дайте характеристику высказывания. Во Дворце творчества детей и молодежи презентация книги нашего земляка, писателя Медеу Сарсекеева «Сатпаев». Вышедшая книга является вторым переизданием. Первое было выпущено в 1980 году издательством «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей». Нынешнее издание более красочно по дизайну и намного толще предыдущего, хотя издательство осталось прежним. Новая книга изобилует множеством не опубликованных ранее фотоснимков. Кроме того, в начале восьмидесятых цензурой не было допущено к печати несколько ценных фактов и известнейших фамилий уважаемых людей, руководивших нашей республикой. По словам самого писателя, в первом издании, исходя из условий того времени, цензурой также не были пропущены периоды голода 1932 года и репрессии 1937. Поэтому последняя книга пополнилась более содержательной и достоверной информацией.
Задание 2. Спишите. Подчеркните тропы, укажите их вид.
а) мужичок с ноготок;
б) и сосна до звезд достаёт;
в) в розоватой воде на пруду.
Задание 3.
I) Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами.
а) иголка ели — иголка для шитья
б) тёплый чай — холодный вечер
в) горячий пирожок — жаркий день
II) Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами.
а) родниковый ключ – ключ от двери
б) разговорчивый человек – молчаливый юноша
в) давай смеяться – стали хохотать
III) Установите соответствие. Подберите к словам из левой колонки антонимы из правой колонки. Каждой цифре может соответствовать только одна буква.
1) свежий а) трудолюбивый
2)добрый б) тусклый
3) яркий в) щедрый
4) друг г) плакать
5) смеяться д) испорченный
6) скупой е) враг
7) ленивый ж) злой
Задание 4. Выпишите фразеологические обороты, определите их значение.
1) С ним никто не хотел общаться, потому что он без царя в голове.
2) Осень в этом году стояла вся напролёт сухая и тёплая.
3) Она вертелась как белка в колесе, а муж всё равно был зол на неё.
4) Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели в тёплую страну.
5) Из Стахея вышел бойкий, разбитной детина, который семнадцати годов уже по грамотной части заткнул за пояс весь Воронеж.
Задание 5. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте графически изученную орфограмму.
Пр...неприятное событие, пр...двинуть поближе, пр...седать от боли, пр...бить к стенке, пр...плыть на корабле, пр...скучный рассказ, пр...красный собеседник, пр...близиться незаметно, плотно пр...жать, пр...кусить щеку.
Задание 6. Выполните морфологический разбор выделенной части речи.
Люблю я пышное природы увяданье.
Задание 7. Выпишите грамматическую основу, определите вид сказуемого.
1. На рассвете с реки потянул холодок. 2. А.С. Пушкин – великий русский поэт. 3.Небо на востоке было залито нежно-алыми, лиловыми и палевыми оттенками. 4. Люблю я пышное природы увяданье. 5. Один и тот же сон мне повторяться стал. 6. Двери в парадную залу настежь открыты.
Задание 8. Спишите. Определите вид односоставного предложения.
1. В мезонине уже натоплено (Паустовский). 2. Вообще там денег тратить не любили (Гончаров). 3. Только давай выйдем как можно пораньше! (Пришвин). 4. Дни поздней осени бранят обыкновенно (Пушкин). 5. Звон отбиваемых кос (Паустовский).
Задание 9. Расставьте знаки препинания в предложениях. Подчеркните грамматическую основу. Дайте характеристику предложениям.
1. КамАЗ известен как поставщик тяжелых самосвалов и этот факт позволяет ему активно использовать свою торговую марку.2. Листья с тихим шорохом сыпались деревьев а в лесу негромко стучал по дереву упорный трудяга дятел.3. На Сахалин обрушился сильный циклон однако сообщение с материком не было прервано.
Задание 10. Запишите предложения. Укажите вид придаточного в составе СПП.
1. Вечером я встретился с другом, который меня уже ждал в кафе.
2. Чтобы не заблудиться, мы вышли на тропинку.
3. Он виртуозно показывал, как шумит ручей.
4. Мы не спросили, чего он боится и чего ожидает от предстоящего концерта.
5. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов.
Например:
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
А. С. Пушкин
Ассонанс
Под ассонансом понимают особый литературный прием, заключающийся в повторении гласных звуков в том или ином высказывании. Именно в этом заключается основное отличие ассонанса от аллитерации, где повторяются согласные звуки. Существует два немного различающихся применения приема ассонанс. Во-первых, ассонанс применяется в качестве оригинального инструмента, придающего художественному тексту, в особенности поэтическому, особый колорит.
Например,
«Унаших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие макушки –
Французы тут как тут. » (М. Ю. Лермонтов)
Во-вторых, ассонанс достаточно широко используется для создания неточной рифмы. Например, «город-молот» , «царевна-несравненна» .
В эпоху Средневековья ассонанс являлся одним из наиболее часто применяемых рифмования стихов. Впрочем, и в современной поэзии, и в поэзии столетия достаточно легко можно найти множество примеров применения литературного приема ассонанса. Одним из хрестоматийных примеров использования, как рифмы, так и ассонанса в одном четверостишии, является отрывок из поэтического произведения В. Маяковского:
«Превращусь не в Толстого, так в толстого –
Ем, пишу, от жары балда.
Кто над морем не философствовал?
Вода.»
2.Почему высокопоставленный чиновник в ответственный момент вышел на экран?
3.Близнецы были так похожи,что даже родители с трудом различали одного от другого.
4.Еще несколько вопросов я вам задам.
5.Не имея возможности печатать,его статьи клали под стол.
6.Специфическая особенность художественной речи заключается в том,что в ней множество образных слов и выражений.
7.Эти данные позволили автору взять в основу следующие выводы и предложения.
8.Мне было отказано не под благоприятном предлогом.
9.На заводе нестерпимое положение.
10.Гражданка Н.Ф.Сидорова обратилась в загс с заявлением о расторжении брака.