Выполните задания.
1. Спиши, расставляя запятые и пропущенные буквы, раскрывая скобки. Найди в предложениях главные и придаточные части, составь схемы предложений.
• Нельзя передать словами всё что видят глаза когда стоиш_ у реч_ки.
• Люди с (не)т_рпением ждали когда появ_тся афиши возв_щающие о том что выступа_т поэт Владимир Маяковский.
• Анфиса знала что на библ_отечных полках запрятан_ы такие сокровища мысли и поэзии что от одного восп_м_нания о них у неё темнели глаза.
• То что мы и_пытываем когда быва_м влюблен_ы быть может есть нормальное состояние. (А. П. Чехов)
Задай вопросы и определи виды придаточных предложений.
2. Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни грамматические основы. Двойные союзы возьми в овал, одиночные с указательными словами обведи квадратом.
• Ольга проснулась оттого что из сада в раскрытую форточку врывался громкий щебет.
• Если человек стал хуже то всё ему хуже кажется.
• Чем тени сумрачней ночные тем звёзды ярче и ясней.
• В сторожке всё сохранилось так как было при жизни охотника.
• Погода была холодная, ветреная так что сугробы намело выше окон.
• В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
• Ни разу не сбившись с дороги, они дошли до вокзала, купили билеты, и на глазах у потрясённых гидов, столпившихся на перроне, уехали в Афины. (В. П. Катаев)
• В Афинах так же решительно и молчаливо они отыскали другой вокзал, откуда незамедлительно и отправились в древний город на дачном поезде. (В. П. Катаев)
• Когда по ступенчатым улицам Василий Петрович и мальчики взобрались на гору, усеянную мраморными обломками, и вдруг увидели Акрополь, Парфенон, Пропилеи, они ахнули от изумления. (В. П. Катаев)
• Как все грандиозные архитектурные сооружения, они сначала показались совсем небольшими и изящными на фоне дикого, пустынного неба такой яркости и синевы, что закружилась голова, как от полёта в пропасть. (В. П. Катаев)
• Вы не можете себе представить, какое впечатление производят эти развалины. (В. П. Катаев)
3. Выпишите грамматическую(-ие) основу(-ы)
Как(бы)1 (н..)2тяжела и (н..)3страшна была война юность (н..)4хочет видеть опасность для себя
4. Найди соответствие выделенных пронумерованных запятых и обоснования их постановки
Будь я один,(1) я бы давно заплутался,(2) но мой напарник,(3) Леонтий Сергеевич,(4) страстный охотник и рыболов, а в свободное от рыбалки и охоты время — искусствовед,(5) уверенно шагал вперёд,(6) не давая весеннему потопу сбить себя с толку (Ю. Нагибин).
а) разделяет однородные члены
б) выделяет обособленное приложение
в) отделяет обособленное обстоятельство
г) отделяет равноправные части в составе сложного
д) отделяет придаточную от главной
5. Выполни задание по тексту.
1. Выпиши предложения, в которых есть придаточные времени. Подчеркни в них грамматические основы, обозначь средства связи.
На закате
(1) Я впервые попал на охоту в полнолуние. (2) Ещё вовсю играл закат, когда появилась большая сдобная луна и стала против уходящего солнца. (3) Впрочем, она не стояла на месте, всё время подымалась вверх, накаляясь розовым и увеличиваясь в объёме. (4) Она очень отчётливо рисовалась не кругом, а шаром, густо-розовым, с синеватыми пятнами её рельефа. (5) Когда закат потух и остался едва приметный багрец за тучей, накрывшей горизонт, луна стала золотой и блестящей и от неё в воду спустился золотой столб. (6) Опять же, не полоса, а именно столб, колонна, нечто плотное, объёмное, округлое. (7) По мере того как луна подымалась, колонна всё наращивалась и вскоре стала несказанно величественной. (8) Но в какой-то миг, упущенный мною, когда она уже должна была подвести капитель под мой шалаш, вдруг резко сократилась и стала круглым пятном на воде: зеркальным отражением лунной рожи. (9) И наступил вечер.
По Ю. М. Нагибину
2. Объясни постановку знаков препинания в предложении 5.
3. Обозначь в тексте конструкции, осложняющие предложения.
4. Установи значение выделенного слова, используя толковый словарь или интернет-ресурсы.
5. Назови, какие выразительные средства использованы в этом тексте.
Объяснение:
Как отметил глава государства, перспектива 2050 года, которая наступит через 34 года, сейчас кажется далекой, однако у страны есть четкий курс и программа действий, которые приведут к хорошим показателям.
"До 2050 года мы войдем в число 30 самых развитых стран мира. Казахстан станет страной с преобладающей долей среднего класса. К этой дате малый и средний бизнес будет производить не менее 50% всего объема ВВП, для чего сейчас создаются все условия. В частности, для ведения бизнеса модернизируется инфраструктура, расширяются инвестиции и человеческий капитал. Рост национальной экономики будет обеспечиваться увеличением производительности труда, она возрастет в пять раз, до $120 тыс. на одного человека", - пояснил Назарбаев.
Глава государства отметил, что произойдет плавный переход к инновационной модели развития.
"В рамках второй пятилетки индустриализации будет построено свыше 300 совершенно новых инновационных предприятий. До 2050 года появятся около 2 млн постоянных рабочих мест. Увеличатся расходы на научные разработки, объем которых возрастет до 3% ВВП, это приблизит Казахстан к уровню стран с наукоемкой экономикой", - сказал президент РК.
По его словам, в два раза снизится энергоемкость страны, а высокая инвестиционная привлекательность станет отличительной чертой казахстанской экономики.
"Доля инвестиций в основной капитал будет доведена до 30% ВВП. Как и весь мир, мы будем двигаться к урбанизации. Все, что я сказал, – это не утопия и обосновано тем, что мы - государство, которое живет по средствам. В лучшие годы создав запасы до $100 млрд, мы сейчас на эти деньги проводим индустриализацию и "Нурлы жол", также будем двигаться в будущем", - отметил он.
Президент также сообщил, что к 2050 году доля городских жителей вырастет на 70%. Будет построено 380 млн кв. метров жилья.
"Обеспеченность казахстанцев жильем вырастет с 21 кв. метра на одного человека до 30 кв. Города и села свяжут безопасные дороги и скоростные маршруты всех видов транспорта. Для этого мы реализуем программу "Нурлы жол", которая лучевым свяжет с Астаной все регионы. Будет построено и реконструировано около семи тысяч километров дорог, расширена и электрифицирована железная дорога", - подчеркнул Назарбаев.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Только сейчас Вы можете пройти дистанционное обучение прямо на сайте "Инфоурок" со скидкой 50% по курсу повышения квалификации "Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС" (72 часа). По окончании курса Вы получите печатное удостоверение о повышении квалификации установленного образца (доставка удостоверения бесплатна).