. ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТ Союз, связывающий части сложного предложения Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, является…
А. подчинительным
Б. соединительным
В. разделительным
Г. противительным
2. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?
А. и, да (в значении и), ни-ни, тоже
Б) или, либо, то-то, не то - не то
В. а, но, да (в значении и), однако, зато, же
3. Определите вид предложения. Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые листья и, промокая, ложились на мокрую траву.
А Б. сложносочиненное
В. сложноподчиненное
Г. бессоюзное
4. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.
А. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.
Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.
В. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.
5. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
А. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не
изменилось.
Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.
В. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.
6. Укажите предложение с подчинительным союзом:
А. Большая пустоватая комната показалась неуютной, хотя все стояло на прежних местах. (Д. Гранин)
Б. Низенькую баню с треском и шипением наполнил горячий пар. (В. Шукшин)
В. Ни с тыла, ни с фронта ничто не предвещало атаки. (К. Воробьёв)
Г. Единственный, кто мог Мише достать у художника лодку, был Жердяй. (А. Рыбаков)
7. Укажите подчинительный союз:
А) будто Б) затем В) куда Г) поэтому
8. В каком предложении есть подчинительный союз?
А. Идти было легко, приятно - под ногами лежала не то пыль, не то труха.(В. Беляев)
Б. Раздался звонкий всплеск воды, и брызги упали в прибрежную траву.(В. Беляев)
В. Отдавшись воспоминаниям, Кирьян не заметил, как ушёл довольно далеко от стоянки. (И.Чесноков)
Г. На белой реке далеко, где летом шили пароходы, виднелись чёрные точки. (В. Дудинцев)
9.В каком предложении союз и связывает два предложения в сложном?
А. Небо на востоке посветлело и чуть отливало зеленью.
Б. Взошла луна и своим мягким светом озарила лес.
В. Все окна раскрыты настежь и теплая ночь смотрит в них из сада.
Г. Зима была снежная и всем доставляла радость.
На самом деле вариантов чередования согласных в корне очень много. Вот самые распространенные пары-тройки:
г\ ж\ з – друг- дружить- друзья; т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение; д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать; ц\ч\к – лицо-личико-лик; с\ш\х – лес-леший, пахать-вспашка; щ\ск-ст – мощеный – мостить, лощеный – лоск; б\ бл- любовь- люблю; в\ вл- ловить- ловля; м\ мл- ломить- преломление; п\ пл- лупить- луплю; ф\ фл- графить- графлю.
Объяснение этих процессов учеными-лингвистами достаточно простое: чередование образовалось в результате упрощения произношения, причем изначальный смысл звуков по мере протекания этого процесса утрачивался.
В ученой среде бытует несколько ироническое выражение, которое звучит как “так сложилось исторически”. Оно объясняет многие непонятные явления в русском языке, в том числе и чередование согласных в корне. На самом деле такое объяснение имеет смысл – за каждой парой или тройкой чередующихся согласных в корне стоит длительный процесс языковых перемен.
Важно отметить, что значение корня при чередовании совершенно не изменяется, единицы с чередующимися согласными в корне слова продолжают считаться родственными и образуют лексические группы. При этом определить, какой именно звук считать основным, возможно не всегда, хотя в большинстве случаев какой-то согласный все-таки берется за точку отсчета.
window.Ya.adfoxCode.create({
ownerId: 326810,
containerId: 'adfox_predmety_300x250_2',
params: {
pp: 'h',
ps: 'eizi',
p2: 'gyoz'
}
});
Обычно чередование согласных имеет место в конце корня, на его границе с суффиксом или окончанием. Правил, согласно которым происходит это чередование, нет, в основном его просто нужно запомнить.
Подробнее: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/cheredovanie-soglasnyh-v-korne-slova.html
1.Какой частью речи выражено подлежащее в предложениях? Писать о лесах — любимое мое занятие *
Д.Инфинитив
2.Какой частью речи выражено подлежащее в предложениях? Оба мокрые от пота *
В.Имя числительное.
3.Какой частью речи выражено подлежащее в предложениях? Однажды осенью под вечер я проходил мимо усадьбы *
Б.Местоимение.
4.Какой частью речи выражено подлежащее в предложениях? Один крестится и прощается с народом *
В.Имя числительное.
5.Какой частью речи выражено подлежащее в предложениях? Ноша была легкая и теплая *
А.Имя существительное.
6.Какой частью речи выражено подлежащее в предложениях? Гулявшие в коридоре остановились и, следя за огоньками, аплодировали мастерству *
Г.Причастие
Объяснение: