выполните ,
(1 , т.е. где надо вставлять пропущенные буквы выполнять не надо, только с 2 по 13)
1. запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы:
(1)среди развалин, в глин.. и в пыли,
улы (п\б) ку археологи нашли.
(2)из черепков, ра.. бросанных вокруг,
прекрасн.. е л.. цо сл.. жилось вдруг.
(3)улы (п\б) кою ж.. вой оз.. рено,
ч.. десно отлича.. тся оно
от , но бе.. душных лиц
напыщенных богинь или цариц.
(4)…взошла луна. (5)и долго при луне
ст.. яли мы на кр.. постной ст.. не.
(6)ушедший мир лежал у наш.. х ног,
но я ч.. жим назвать его не мог, -
ведь в этой древней глине и в пыли
улы (п\б) ку археологи нашли.
в. берестов
2. определите тему текста
3. определите идею текста
4. определите тип речи.
5. определите стиль речи.
6. выпишите из текста страдательное причастие, выделите суффикс.
7. выпишите действительное причастие, выделите суффикс.
8. укажите номер предложения с п/о, выделите его графически в тексте.
9. в 3 предложении найдите краткое причастие (в его окончании одна буква).
10. от глагола из 3 предложения образуйте действительные и страдательные причастия наст. вр. обозначьте орфограмму в суффиксе.
11. выпишите из предложений 5-6 прилагательные, укажите их разряд.
12. выпишите из текста глаголы, укажите их спряжение.
13. выполните морфемный и морфологической разбор причастия из 2 предложения.
Сочинение на тему "Выходной день, который запомнился больше всего":
Недавно в один их выходных дней мы с родителями отправились на пикник. Этот день мне запомнился надолго. С раннего утра мы начали собирать рюкзаки, а затем сели в машину, отправились за город. На берегу реки мы нашли уютное местечко, где и расположились.
Мы с мамой отправились гулять вдоль реки. Природа поражала своими величием и красотой. Затем мы начали устанавливать мангал, разводить огонь. Папа приготовил шашлык. Мы пообедали, а потом снова гуляли, играли в бадминтон, плавали в речке. Вот такой у меня был замечательный выходной!
Снег - снега - снеговик - снегоуборный -... - корневые морфы "снег".
Снеговой - береговой - ламповый -... - аффиксальный морф "ов".
Между морфами могут быть некоторые формальные (фонемные) различия. В этом случае говорят проалломорфы (от греч. аллос - иной, другой) - это тождественные по значению морфы, которые имеют друг с другом некоторые формальные различия, вызванные позицией в слове, т.е. соседними морфами.
Например, алломорфы корня снег-снежный (снег-снеж - два корневых алломорфа). В школе такое явление называют чередованием, объясняя, что заднеязычный "г" не может выступать в позиции перед "н".
Еще примеры с заднеязычными: сок - сочный, ухо -ушной, друг - дружный, брюки - брючный.
Алломорфы суффикса.
Заварка - заварочный, уборка - уборочный.
Алломорфы приставки.
Отрубить - отпасть - оторвать -отогнать.
Итак, морфема как абстрактная единица представляет собой совокупность всех образующих её морфов и алломорфов. Соотношение морфемы имеет аналогию в фонетике: фонема и аллофон (ду[п] - ду[б]овый).
Варианты морфемы - это тождественные по значению морфы, которые имеют друг с другом некоторые формальные различия, не обусловленные позицией в слове, т.е. с соседними морфами.
Варианты могут свободно заменять друг друга в одной и той же позиции. Например: варианты падежных окончаний творительного падежа единственного числа женского рода существительных и прилагательных.
Окончания "ой - ою": водой - водою, красивой - красивою.
Суффиксы иj - j: бесстрашныjэ, усердие - усердье, бесчестие - бесчестье.
Суффиксы охоньк - ошеньк: белёхонький - белёшенький, полнёхонький - полнёшенький.
Единственное различие - стилистическое.