В
Все
Б
Биология
Б
Беларуская мова
У
Українська мова
А
Алгебра
Р
Русский язык
О
ОБЖ
И
История
Ф
Физика
Қ
Қазақ тiлi
О
Окружающий мир
Э
Экономика
Н
Немецкий язык
Х
Химия
П
Право
П
Психология
Д
Другие предметы
Л
Литература
Г
География
Ф
Французский язык
М
Математика
М
Музыка
А
Английский язык
М
МХК
У
Українська література
И
Информатика
О
Обществознание
Г
Геометрия
miniahmetovtimu
miniahmetovtimu
24.04.2021 23:58 •  Русский язык

выполнить лексический анализ
Практическое занятие №10: Выполнение лексического анализа отрывков из рассказов.
Прочитайте фрагмент текста и выполните следующие задания (при необходимости обратитесь к толковому словарю):
Отрывок из романа «Двенадцать стульев» И. Ильф, Е. Петров

Великий комбинатор умер на пороге счастья, которое он себе вообразил.
Очутившись на улице, Ипполит Матвеевич насупился и, бормоча: «Бриллианты все мои, а вовсе не шесть процентов», — пошел на Каланчевскую площадь.
У третьего окна от парадного подъезда железнодорожного клуба Ипполит Матвеевич остановился. Зеркальные окна нового здания жемчужно серели в свете подступавшего утра. В сыром воздухе звучали глуховатые голоса маневровых паровозов. Ипполит Матвеевич ловко вскарабкался на карниз, толкнул раму и бесшумно прыгнул в коридор.
Легко ориентируясь в серых предрассветных залах клуба, Ипполит Матвеевич проник в шахматный кабинет и, зацепив головой висевший на стенке портрет Эммануила Ласкера, подошел к стулу. Он не спешил. Спешить ему было некуда. За ним никто не гнался. Гроссмейстер О. Бендер спал вечным сном в розовом особняке на Сивцевом Вражке.
Ипполит Матвеевич сел на пол, обхватил стул жилистыми своими ногами и с хладнокровием дантиста стал выдергивать из стула медные гвоздики, не пропуская ни одного. На шестьдесят втором гвозде работа его кончилась. Английский ситец и рогожа свободно лежали на обивке стула. Стоило только поднять их, чтобы увидеть футляры, футлярчики и ящички, наполненные драгоценными камнями.
«Сейчас же на автомобиль, — подумал Ипполит Матвеевич, обучавшийся житейской мудрости в школе великого комбинатора, — на вокзал и на польскую границу. За какой-нибудь камешек меня переправят на ту сторону, а там…» И, желая поскорее увидеть, что будет «там», Ипполит Матвеевич сдернул со стула ситец и рогожку. Глазам его открылись пружины, прекрасные английские пружины, и набивка, замечательная набивка, довоенного качества, какой теперь нигде не найдешь. Но больше ничего в стуле не содержалось. Ипполит Матвеевич машинально разворошил пальцем обивку и целых полчаса не выпуская стула из цепких ног и тупо повторяя:
— Почему же здесь ничего нет? Этого не может быть! Этого не может быть!
Было уже почти светло, когда Воробьянинов, бросив все как было в шахматном кабинете, забыв там плоскогубцы и фуражку с золотым клеймом несуществующего яхт-клуба, никем не замеченный, тяжело и устало вылез через окно на улицу.
— Этого не может быть! — повторил он, отойдя от клуба на квартал. — Этого не может быть!
Изредка он вскрикивал, хватался за мокрую от утреннего тумана голову. Вспоминая все события ночи, он тряс седыми космами. Бриллиантовое возбуждение оказалось слишком сильным средством. Он одряхлел в пять минут.
1. Выпишите из текста:
 ключевые слова (словосочетания);
 однозначные и многозначные слова (определите количество однозначных и многозначных слов )
 слова, употребленные в переносном значении;
 синонимы, антонимы (в том числе контекстуальные), омонимы;
 слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг офиц. и др.);
 заимствованные слова, архаизмы, неологизмы (в том числе авторские);
 профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы;
2. Объясните роль выписанных лексических явлений в тексте, их назначение, показать, что достигается благодаря их использованию.
3. Уточните (обратившись к словарю) значение ряда слов (если слово многозначное, то определить, в каком значении оно употребляется в тексте).
4. Подберите к ряду слов синонимы, составьте синонимический ряд, показать, чем различаются слова-синонимы, объяснить целесообразность выбора автором именно данного слова.
5. Провести наблюдения над использованием в тексте лексического повтора (использованием одного и того же слова, однокоренных слов); особенно интересно обратить внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в разных значениях;
6. Покажите, с каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между предложениями, между абзацами

Показать ответ
Ответ:
Alusa666
Alusa666
24.09.2021 02:43
Повеств, невоскл, сложное, бессоюзное, состоит из 3 частей: 1- двусост, полное, распр, не осложнено. Туча- подлеж( сущ), поднималась- сказуем( глаг), впереди- обстоят( наречие), огромная лиловая- определения( прилаг), медленно- обстоят( наречие), из-за леса- обстоят(сущ с предлогом); 2- двусост, полное, распр, осложнено однородными обстоятельствами. Облака- подлеж( сущ), неслись- сказ( глаг), надо мной и навстречу мне- однородные обстоят( местоимениями с предлогами), длинные серые- определения( прилаг),; 3- двусост, полное, распр, осложнено однородными сказуемыми. Ракиты- подлеж( сущ), шевелились и лепетали- однородные сказуемые( глаголы), тревожно- обстоят( нареч).
0,0(0 оценок)
Ответ:
Анна5363646
Анна5363646
02.04.2022 19:32
Выдающийся лингвист Сергей Иванович Ожегов утверждал, что "высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)". Безусловно, Ожегов прав. Действительно, высокая культура речи требует от нас выбора нужного слова, выражения, при этом мы должны не просто выразить нашу мысль, но и сделать это выразительно и уместно. Попробую доказать справедливость слов С.И. Ожегова на примере текста известного писателя Алексина.
Во-первых, в предложении 20 употреблено слово "чтили", относящееся к книжной лексике высокого стиля, которое показывает, что школьники относились к мастеру живописи с почтением, уважением; к тому же оно придает окраску важности, возвышенности и поэтичности как предложению, так и тексту в целом.
Во-вторых, в предложении 36 мама Оленьки говорит: «Если бы ты нашла его у себя в сердце...» - это выразительная метафора, она показывает, что речь мамы очень изящна, правильна, насыщена изобразительно-выразительными средствами. Эта метафора придает тексту выразительность и эмоциональность.
Таким образом, высокая культура речи действительно важна для каждого человека, а когда он использует ее по назначению, да еще и доходчиво и выразительно, то такой человек – образованный человек и высококультурный.
0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Русский язык
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота